Найти тему
михаил прягаев

«Операция «Ы»», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука». Тернистый путь к зрителю и другие приключения…

Из года в год скрасить томительное ожидание момента боя курантов, сопровождаемого хлопками шампанского, нам помогают лучшие советские комедии. Самыми желанными из них были и остаются комедии Леонида Гайдая.

Более других народной любовью обласканы «Операция «Ы», «Кавказская пленница» и «Брильянтовая рука» и «Иван Васильевич».

Имена режиссера, «троицы» и других артистов, которым посчастливилось сниматься у Гайдая, помнит каждый Российский житель.

А вот имена сценаристов этих замечательных фильмов известны куда как меньше, в чем улавливается некая несправедливость.

Не искушенному читателю не помешает узнать, что сценаристом «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Брильянтовой руки» были работавшие с 1963 года в соавторстве Яков Аронович Костюковский и Морис Романович Слоботской.

Слободской в эпизоде фильма "Кавказская пленница"
Слободской в эпизоде фильма "Кавказская пленница"
Костюковский в компании с персонажами "Кавказской пленницы"
Костюковский в компании с персонажами "Кавказской пленницы"

Об изысканности юмора обоих сценаристов можно судить по следующему диалогу.

- Знаешь, Морис, сегодня ночью я видел жуткий сон. Мне снилось, что армейцы проиграли динамовцам 0:7.

- Ты, Яков, все-таки не наш человек!

- Но это же во сне!

- В том-то и дело! Как ты вообще мог спать, если наши проигрывали 0:7!

«На улице Костюковского не узнавали – писал о нем Виктор Шендерович - да и откуда было народу знать в лицо соавтора диалогов, которые учит наизусть уже пятое поколение россиян? Он был слишком мудрым, чтобы огорчаться этой безымянности.

…Его юмор, как и полагается юмору мудреца, был замешан на горечи самой высокой пробы. Ему давно — да никогда, собственно! — было нечего делать там, где смешат в лоб, заходя со стороны задницы».

Костюковский оставил после себя не только сценарии к трем шедеврам Гайдая, но и в высшей степени интересную коллекцию «мемуаразмов», например вот такие.

«Гус Хиддинк — руководил футбольной сборной России из Голландии. Это мне напоминает секс по телефону».

«Я взяточник-эстет. Я беру взятки только в жидкой валюте».

«Мне Союз писателей предлагал и дачу, и машину, и квартиру. Я отказался. Много не нахапаешь, а некролог испортишь».

Если в канун нового года или по какому-нибудь другому поводу у Вас возникнет потребность кому-нибудь что-нибудь пожелать, воспользуйтесь вот таким мемуаразмом Костюковского.

- Я вам желаю прожить сто двадцать лет. И при этом — без маразма.

- А потом?

- А потом можно и с маразмом.

Если Вы почувствуете потребность сократить затянувшуюся паузу между тостами, сделать это ненавязчиво Вам поможет другой мемуаразм сценариста.

Я знаю одну семью. Муж утверждает, что пить надо больше. Жена считает, что пить надо меньше. Как вы думаете, кто из них прав?

- Не знаю. Главное в другом: и он, и она согласны в том, что пить надо…

В сценарии «Операции «Ы»» главного героя, которого впоследствии сыграл Александр Демьяненко, звали Владик. В мозгу бдительных советских чиновников родилась довольно странная логическая цепочка Владик – Владлен – Владимир Ленин, и Владика переименовали в Шурика.

Гайдай руководствовался принципом, что «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее, чем Фаина Раневская», поэтому своих главных героинь раздевал в кадре до купальников: Селезнева в «Операции «Ы», Варлей в «Кавказской пленнице».

-4

У Варлей с этим трудностей не возникло, а вот Селезнева на пробах стушевалась. Тогда Гайдай подзадорил молодую актрису: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то…» Сработало. Селезнева скинула платье, оставшись в одном купальнике.

На роль Верзилы, которого перевоспитывал Шурик, планировали Михаила Пуговкина, но художественный совет не утвердил актера, заявив, что у Пуговкина «слишком бандитское лицо». В итоге Верзилу играл Алексей Смирнов, а Пуговкину досталась роль прораба.

-5

«Кавказская пленница» была задумана во время съемок «Операцией «Ы».

Но снимать ее Гайдару не улыбалось.

««Операция «Ы» опустошила меня как режиссера. - Рассказывал позже комедиограф. - Как мне тогда казалось, я рассказал о Шурике во всех возможных его ипостасях, я вытряс из троицы (и она из меня) все, что она могла дать, о погонях я не мог думать без содрогания».

А тут опять Шурик, опять троица, опять погоня.

-6

Гайдар пытался откосить от съемок «Кавказской пленницы», но «когда в кино начинает вертеться машина, остановить ее почти невозможно».

Окончательно сформулировать (для себя) и оформить (для фильма) будущую идейно-художественную концепцию и главное направление сатирического удара картины помогла Гайдару злость.

Ее причиной было мнение одного из коллег, режиссеров комедиографов, имя которого Гайдар не раскрыл.

Ознакомившись со сценарием «Кавказской пленницы» комедиограф заявил, что в нем отсутствует высокая общечеловеческая мысль. «Воровать невест действительно плохо, но стоит ли делать об этом картину?» - Заявил коллега.

«Злость — хороший советчик». - Утверждает Гайдай.

И вот, вежливо оттеснив всех немного в сторону, в центр семейной фотографии комедии «Кавказская пленница» поместился простой и доступный руководитель районного масштаба товарищ Саахов. Гайдар снимал картину о ханжестве и демагогии, о красивых словах и грязных делах, о приспособленцах и карьеристах, действующих ловко и тайно.

-7

Правда, изначально фамилия героя была Охохов, но позднее выяснилось, что в Министерстве культуры работает сотрудник с точно такой же фамилией. Тогда ее заменили на «Саахов», но потом оказалось, среди чиновников на «Мосфильме» есть некий товарищ Сааков... Точку в споре о том, можно ли оставлять эту фамилию, поставила глава Минкультуры СССР Екатерина Фурцева. Она сказала так: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!»

Работа над фильмом, до этого шедшая не шатко не валко, закипела. Съемочная группа фильма «Кавказская пленница» с безнаказанным энтузиазмом принялась выдумывать трюки.

Гайдай всегда поощрял экспромты актеров и даже установил такое правило: каждый, кто придумает какой-нибудь трюк или шутку, которые войдут в картину, получит бутылку шампанского. Якобы в итоге выиграл Никулин — у него было целых 24 бутылки, а Вицин стал автором знаменитой сцены, где Трус начинает биться в конвульсиях, стоя на дороге между Балбесом и Бывалым.

-8

Так рождался очередной Гайдаевский шедевр.

Однако председателю Госкино лента совершенно не понравилась. Он забраковал почти все: сценарий, песни, шутки.

Спас ленту для зрителей Брежнев, который, посмотрев картину, остался в полном восторге.

Еще тернистее был путь к зрителю «Брильянтовой руки».

Предвидя сложности с госприемкой картины Гайдай устроил провокацию.

Вот, как об этом вспоминает вдова Гайдая - актриса Нина Гребешкова.

«Да, да, была такая замечательная история. Чтобы защитить "Бриллиантовую руку" от дальнейшего "надругательства" цензуры, Леня придумал такой хитроумный ход. В конце фильма он "приклеил" документальную хронику ядерного взрыва. Приемная комиссия просто обомлела от такой "вольности". В общем, пока они уговаривали Гайдая убрать этот вовсе не соответствующий идее фильма кадр, напрочь забыли о прежних придирках к другим эпизодам. Так остались "...руссо туристо, облико морале" и прочие "невинные" вещи».

-9

Тем не менее, некоторые реплики из фильма все-таки вырезали, например: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год», а в монологе управдомши Плющ «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога».

Кстати, эту тему Костюковский обыграл в одном из своих мемуаразимов, стилизованного сценаристом под анекдот:

- Яков Аронович, как Вы думаете, кто виноват, что до сих пор не решен еврейский вопрос?

- Я не думаю, а точно знаю — виноваты я и Морис Слободской.

- При чем здесь Вы?

- У нас в сценарии «Бриллиантовой руки» была фраза управдома: «И я не удивлюсь, если выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». Эту фразу начальство нам запретило со следующей формулировкой: «Авторы поставили еврейский вопрос и не решили его».

С новым 2021 годом! И приятного просмотра Гайдаевских шедевров.

Читайте другие статьи моего предновогоднего цикла:

«Знаковый для страны 1937 год тоже был годом быка».

«Год быка 1913-й».

И подписывайтесь на канал.

А скоротать утомительные новогодние каникулы Вам поможет мой роман «Апокриф».

«Апокриф» - увлекательное и динамично развивающееся приключенческое «чтиво» с детективными и драматическими вставками, затрагивающее по ходу развития сюжета вопросы аутентичности канонической версии Христианства.

Наличие в тексте значительного количества исторических фактов, с одной стороны абсолютно достоверных, а с другой – мало популяризированных, а, порой, и парадоксальных привлечет к нему внимание требовательных приверженцев интеллектуального чтения.

Но, исторические события подаются дозировано и гармонично вплетены в событийную канву сюжета, не нарушая его динамики, что не отпугнет и не заставит закрыть книгу любителей экшн историй.

Текст насыщен юмористическими вставками. Его отдельные эпизоды содержат в себе элементы триллера, а интрига сохраняется на протяжении всего повествования. Удовлетворит роман и запросы читателей ожидающих найти в нем пикантные сцены, которые, тем не менее, исполнены так, что не вызовут отторжения у аудитории, которая обычно испытывает по этому поводу нравственный дискомфорт.

Лаконичные вкрапления пейзажных зарисовок удовлетворят запросы читателей нацеленных, кроме прочего, на получение от текста эстетического удовольствия.

И все же, увлекательный сюжет, всего лишь, форма, по средствам которой книга отсылает читателя к сфере его отношений с Богом и религией, проблеме, которая в той или иной степени, касается всех без исключения и никого не оставит равнодушным.