Раздаточная коробка (раздатка) – основная часть полноприводного автомобиля. Играет большую роль при передвижении по труднодоступным местам и в целом повышает управляемость автомобиля.
Содержание статьи
- Для чего раздаточная коробка в авто
- Виды раздаточных коробок
- Как работает раздаточная коробка
- Режимы работы раздаточной коробки
Раздаточная коробка (раздатка) – основная часть полноприводного автомобиля. Именно с его помощью вращающий момент одновременно раздается на колеса. Это позволяет превратить оба моста автомобиля в ведущие. Играет большую роль при передвижении по труднодоступным местам и в целом повышает управляемость автомобиля.
Для чего раздаточная коробка в авто
Раздатка установлена почти на всех полноприводных машинах. Она отвечает как за передачу вращающего момента на 4 колеса, так и позволяет изменять мощность передаваемого вращающего момента на каждую ось. В том числе имеет следующее воздействие:
- Влияет на стабильность движения автомобиля при маленькой скорости и функционирование двигателя на большой мощности;
- Улучшает тяговые характеристики авто при условии наличия в раздаточной коробке еще одной коробки;
- Повышает крутящийся момент при подъеме автомобиля, прохождении тяжелых участков дороги или езде по бездорожью.
Виды раздаточных коробок
Существует всего четыре вида раздаточных коробок:
- Ручные;
- Простые (не отключаются);
- Автоматические;
- Полуавтоматические.
Для ручных видов раздатки необходим рычаг, который находится недалеко от коробки передач. Сложен в эксплуатации.
Самым большим преимуществом простых агрегатов является большой износ. Эти механизмы просты в использовании и постоянно активны. Преимущественно их устанавливают на автомобили, которые предназначены для езды на больших скоростях.
Автоматическая раздатка начинает работать от электронной системы. Идеально контролирует автомобиль на дороге с любым покрытием, но имеет один существенный недостаток: механизм может отказать из-за воздействия влаги.
Полуавтоматические механизмы поддаются управлению поворотным устройством на приборной панели. Самое большое преимущество – простота в управлении, к недостатку можно отнести лишь внимание водителя, которое переключается с дороги на приборную панель.
Как работает раздатка
Раздаточная коробка находится примерно за коробкой передач. Их существует четыре вида, но принцип работы у всех идентичен:
- Крутящийся момент передается от коробки передач к ведущему валу раздаточной коробки;
- От ведущего вала мощность передается на межосевой дифференциал;
- Дифференциал разделяет вращающий момент между осями авто;
- Распределенный вращающий момент передается на каждый мост.
Межосевой дифференциал имеет огромное значение и влияет на сцепление и скорость вращения валов в автомобиле.
Самый надежный тип раздатки – шестеренчатого типа, который можно заменить другим видом. Она имеет 4 вала, на которых есть шестерни, помогающие деталям раздаточной коробки взаимодействовать между собой.
Режимы работы раздаточной коробки
Управление раздаткой возможно при помощи приборной панели. На некоторых авто она работает в автоматическом режиме.
В среднем есть несколько режимов раздатки:
- Работают обе оси, автоматический блок межосевого дифференциала;
- Активность задней оси;
- Пониженная передача раздатки. Функционируют обе оси, дифференциал заблокирован;
- Функционируют обе оси. Подобной модели раздатка реализована у LADA Niva.
Если вам была интересна статья, то ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, ваш ждут интересные статьи. Всем спасибо)))