Найти тему
Захар Здравомысленко

Багровые реки: странный финал и изобилие намёков

С давних пор личности с творческими склонностями облюбовали кинематограф как площадку для всевозможных пророчеств, предсказаний и намёков, далеко не все из которых кинозритель разгадал или хотя бы заметил. Однако до сих пор сложно найти фильм, до такой же степени наполненный столь актуальными (особенно в нынешнее непростое время) намёками, как триллер «Багровые реки» режиссёра Матье Кассовица — ну разве что «Сияние» Стенли Кубрика. Однако, в отличие от «Сияния», намёки Кассовица сложены в фильме «чешуйчато»: достаточно понять смысл двух-трёх первых намёков, и остальные разгадать становится гораздо проще.

Кстати, на всякий случай напомню, кто такой Матье Кассовиц: помните придурковатого грабителя, что пытался обвести вокруг пальца таксиста Корбена Далласа при помощи шапочки с фотографией коридора? Ну так вот это и был Матье Кассовиц.

Помните придурковатого грабителя, что пытался обвести вокруг пальца таксиста Корбена Далласа?
Помните придурковатого грабителя, что пытался обвести вокруг пальца таксиста Корбена Далласа?
Ну так вот это и был режиссёр Матье Кассовиц.
Ну так вот это и был режиссёр Матье Кассовиц.

Итак, вернёмся к фильму. «Счастлив тот, кому удалось постичь тайную сущность вещей» — гласит текст перед въездом на территорию университета Гернон, где комиссар Пьер Ньеманс (в исполнении Жана Рено) будет вести расследование.

«Счастлив тот, кому удалось постичь тайную сущность вещей» — гласит текст перед въездом на территорию университета Гернон
«Счастлив тот, кому удалось постичь тайную сущность вещей» — гласит текст перед въездом на территорию университета Гернон

Это не просто эпиграф — это предупреждение открытым текстом. Это предупреждение не комиссару: когда за дело берётся Жан Рено, да ещё в чёрной кожаной куртке — какие могут быть сомнения, что комиссар распутает преступление и найдёт виновных? Это предупреждение кинозрителю.

Ну что же, попробуем отнестись к предупреждению режиссёра серьёзно и внимательно.

И первым делом познакомимся с сыном ректора (он же заместитель своего папы) — крайне интересная личность. Особенно в свете вышеупомянутого предупреждения. Именно он, встав за спиной комиссара, очень вдохновенно, словно от своего собственного лица, процитирует слова «Мы господа и мы рабы, мы повсюду и мы нигде, мы управляем багровыми реками».

Мы господа и мы рабы, мы повсюду и мы нигде, мы управляем багровыми реками
Мы господа и мы рабы, мы повсюду и мы нигде, мы управляем багровыми реками

Любопытно, не правда ли, что это за вездесущие рабы и господа такие, управляющие багровыми реками? Рабы, как нам с вами известно от современных СМИ — это те, кто гребёт на галерах: рабы, разумеется, всего лишь в переносном смысле — те, кто служит на благо общества. Но при этом на самом деле они, оказывается, не только рабы, но ещё и господа. Да ещё и багровыми реками управляют.

Не менее интересная личность и папа сына ректора. Вместо ответа на прямой и сравнительно безобидный вопрос комиссара он вдруг зачем-то разражается целой речью: «Наш университет основан на принципах общины — обвинив одного из нас, вы обвиняете всех, и меня в том числе». Любопытные принципы у ректора государственного университета, да и у самого университета, не находите?

Вместо ответа на безобидный вопрос комиссара ректор вдруг зачем-то разражается целой речью
Вместо ответа на безобидный вопрос комиссара ректор вдруг зачем-то разражается целой речью

К слову говоря, лишь одно из имён реально существующих личностей прозвучит в фильме — но зато какое! «Здесь готовят будущих Биллов Гейтсов» — с гордостью сообщит комиссару Ньемансу местный служитель закона. Примечательно, что о конкретных методах подготовки личностей подобного масштаба кинозрителю вместе с комиссаром Ньемансом в ходе развития сюжета предстоит узнать очень немало весьма пикантных подробностей. Вопрос напрашивается сам собой: так ли уж случайно появилось в этом контексте одно из самых известных в мире имён?

Лишь одно из имён реально существующих личностей прозвучит в фильме — но зато какое!
Лишь одно из имён реально существующих личностей прозвучит в фильме — но зато какое!

Впрочем, на этом устроенная Матье Кассовицем кинозрителю лёгкая разминка закончится, и последует переход к намёкам следующего уровня сложности. Но нас же с вами это не испугает, верно?

Поэтому мы с лёгкостью одолеем высказывание доктора-офтальмолога Чернезе: «Не собак надо бояться, а их хозяев», сказанных сразу после встречи комиссара Ньеманса со слепым мальчиком, что вёл на поводке собаку-поводыря. Странно, с чего бы это комиссару бояться слепого мальчика, который был хозяином собаки? Дальнейшие события покажут нам, что слова Чернезе — отнюдь не пустой трёп ради красного словца.

Дальнейшие события покажут нам, что слова офтальмолога — отнюдь не пустой трёп ради красного словца
Дальнейшие события покажут нам, что слова офтальмолога — отнюдь не пустой трёп ради красного словца

Дальше, по всей видимости, Матье Кассовиц окончательно вошёл во вкус. «Зачем нужно изучать ледники?» — спрашивает Ньеманс у гляциолога университета Фанни Ферейра и получает от неё в ответ: «Этот ледник движется в сторону долины, необходимо следить за ним, чтобы предотвратить опасность обвала». Спустя несколько часов мы услышим всё от той же Фанни: «Это гранаты, с их помощью можно вызвать снежный обвал». Или ещё: «Ни телевидения, ни радио, даже мобильные телефоны здесь не действуют». Это, простите, где ни телевидения, ни радио, ни мобильной связи — в окрестностях-то крупнейшего европейского университета, в доме у не самого рядового сотрудника, который в силу своих служебных обязанностей должен быть наготове и на связи круглосуточно? Если это не намёк на что-то, то я уж тогда и не знаю, что считать намёками.

Мимоходом отмечу один занятный, хотя и не имеющий непосредственного отношения к делу момент: в одном из кадров фильма появляется советский автомобиль «Нива ВАЗ-2121», причём не просто так, случайно — а как личное транспортное средство высокопоставленного сотрудника университета.

В одном из кадров фильма появляется советский автомобиль «Нива ВАЗ-2121»
В одном из кадров фильма появляется советский автомобиль «Нива ВАЗ-2121»

Или вот, к примеру, зачем в фильме, недоумевают некоторые зрители, ни к селу ни к городу добавлена драка инспектора Керкерьяна с бритоголовыми? Ну как бы так сказать... не то чтобы добавлена — в литературном первоисточнике, «Пурпурных реках» Гранже, ещё и не то было — но фокус в том, что Матье Кассовиц железной рукой неумолимо и безжалостно вымел из фильма всё лишнее, включая биографию Керкерьяна, а вот сцену драки зачем-то оставил. Зачем? Никакой сюжетной нагрузки эта драка не несёт, в разгадке преступления не участвует, ответ на свой вопрос инспектор мог бы получить безо всякого рукоприкладства. Ох уж эти режиссёрские намёки...

Ох уж эти режиссёрские намёки...
Ох уж эти режиссёрские намёки...

Пожалуй, наиболее парадоксален триллер Матье Кассовица тем, что развязка в нём представляется не столь уж существенной. Да-да, она, конечно, наступит, хотя и совсем не такая, как в литературном первоисточнике — но куда интереснее выстроенная режиссёром диспозиция.

А диспозиция, как мы видим, складывается исключительно занятная: университет по подготовке будущих Биллов Гейтсов, руководство которого самые безобидные вопросы полиции немедленно воспринимает как коллективное обвинение в свой адрес, и персонал которого считает себя «господами и рабами, управляющими багровыми реками»; традиции университета, подразумевающие преемственность (проще говоря — откровенное кумовство) при назначении на высокие должности; гляциолог, который защищает университет от снежных обвалов, но при этом обходится дома без радио, телевидения и мобильного телефона, да к тому же зачем-то ещё и хранит на полке гранаты, что способны вызвать вышеупомянутые обвалы (мне, как и многим другим, известна практика «форсирования управляемых лавин», но — характерно, что Фанни в разговоре с Ньемансом избегает какого-либо упоминания об этом).

Конечно же, преступники будут изобличены, но главный парадокс фильма заключается в ответе на вопрос, кто из действующих лиц триллера — жертва, а кто — преступник: Матье Кассовиц не даёт однозначного ответа на этот вопрос, предпочтя отделаться от кинозрителя фразой «Счастлив тот, кому удалось постичь тайную сущность вещей». А вещей этих, как вы могли заметить, в фильме хоть отбавляй...