Не так давно в интернете появилось забавное видео, где по двору в центре Махачкалы проезжает локомотив. Всё оказалось достаточно банально - рядом со старой неиспользуемой железнодорожной веткой построили жилые дома, а потом ветка вдруг понадобилась. Впрочем, это была разовая акция и больше поезда по махачкалинским дворам не курсируют.
А вот в славном грузинском городе Батуми ситуация была куда как веселее. Ведь там пассажирские поезда ходили прямо по городским улицам.
Как же так получилось? Всему виной стал старый пассажирский вокзал. Его построили в 1898 году на окраине Батуми не подумав о том, что вскоре он окажется в окружении жилых кварталов. Кавказ, хаотичная застройка, самострой - всё как мы любим.
Пока город был небольшим, а поезда - короткими, проблем не возникало. Но вот Батум стал шириться и длинные составы повезли советских людей на отдых. Платформа вокзала тогда выглядела вот так.
А вот так выглядела Тифлисская площадь недалеко от вокзала, из-за которой, собственно и возникла необычная фотография, которую я поместил в заголовок. Дело в том, что как только в Батуми прибывал поезд дальнего следования, состоящий из 20+ вагонов, то его хвост неизменно перекрывал собой движение по Тифлисской площади.
Именно поэтому состав проезжал чуть дальше и останавливался на пересечении улицы Чавчавадзе и улицы Меликашвили. Выглядело это зрелище очень необычно. По фотографиям возникает полное ощущение того, что по улицам Батуми тогда действительно ходили пассажирские составы!
Увы, до наших дней эта прелюбопытнейшая ветка не дожила. Прямо под Новый, 1997 год, движение поездов здесь остановилось. Случилось это 25.12.1996.
Рельсы в центре Батуми пролежали еще 3-4 года и были демонтированы, а вокзал тогда перенесли в небольшой городок Махинджаури, в 5 километрах от самого Батуми. Ну а нам на память остались только необычные фотографии, напоминающие скорее Индию, чем постсоветские страны. Вот, например, пассажирский состав проносится мимо Батумского рынка на Колхозной площади
Ну а у старого здания железнодорожного вокзала судьба сложилась весьма интересно. Сначала его отдали под проживание беженцам из Абхазии, ну а потом здание выкупил один из крупнейших банков Грузии - TBS Bank.
Когда я последний раз был в Батуми (а было это в мае 2019 года), то даже не подозревал, что тут существовала такая ветка - иначе бы сходил и посмотрел, что осталось от железнодорожной инфраструктуры в тех местах.
Увы, я ходил буквально в двух кварталах от вокзала, но до него самого так и не дошёл.
Друзья, может быть вы знаете другие места, где железная дорога так же сильно вплетается в жизнь города? Пишите в комментариях, будет интересно узнать!