Найти тему
Книжный мiръ

«Смешное и трагическое – две сестры, сопровождающие нас по жизни». Ко дню рождения Юрия Никулина (1921-1997).

Уходя в 1939 году в армию, вчерашний школьник Юра Никулин положил в рюкзак две любимые книги — «Бродяги Севера» Джеймса Кервуда и «Цемент» Федора Гладкова. Ему ещё не было восемнадцати...

Семь долгих лет, две войны - Финская и Отечественная, Никулин защищал Ленинград, пережил блокаду, участвовал в освобождении Прибалтики. Демобилизовался только в 1946-м в звании старшего сержанта и тремя медалями на гимнастёрке «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над Германией». 

В этой же гимнастёрке Никулин пошёл поступать во ВГИК. «Ведь я способный, - думал я, - имел успех в армии». «Ну, Никулин, ты мировой!» - говорили мне часто однополчане после концертов. А на экзаменах не допустили и на третий тур. Для кино я не годился». И для театральных подмостков талант Никулина не подошёл - не оценили, это бывает.

Но у каждого артиста есть свой коэффициент актерского счастья. В студию клоунады при Московском Государственном цирке на Цветном бульваре Юрия приняли охотно. «В моей жизни не раз определяющую роль играл именно случай. Анализируя прошлое и раздумывая о нем, я прихожу к выводу, что он бывает только у тех, кто ищет, кто хочет, кто ждет появления этого случая и делает все от себя зависящее для того, чтобы исполнить свою мечту, желание», - вспоминал позже артист в своей книге «Почти серьезно».

Настоящая популярность пришла позже - с ролями в кино, среди которых не было ни одной проходной. Даже самая первая роль, на которую Никулина уговорила его жена Татьяна - помните незадачливого пиротехника с взрывающейся хлопушкой в комедии «Девушка с гитарой» - запомнилась зрителям и стала самой смешной в фильме. 

«Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался».

Никулин был талантлив во всем: его трагические персонажи настолько достоверны, что и персонажами для нас не являются, скорее близкими людьми, живущими рядом: Кузьма Кузьмич из фильма Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», милиционер Глазычев из фильма «Ко мне, Мухтар!», дедушка из «Чучела» Ролана Быкова, Лопатин из фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны»...

Юрий Владимирович, помимо работы в цирке и кино, всю жизнь писал: его книги выходят из печати и сегодня. Замечательные сборники неустаревающих анекдотов дарят нам хорошее настроение, книга «Семь долгих лет» заставляет задуматься о том, какие жизненные обстоятельства делают человека - Человеком. Особенно всем читателям нравится автобиография Никулина «Почти серьёзно» - искренняя и добрая книга, каким был и сам мастер.

«Я буду счастлив, если обо мне скажут: "Он был добрый человек". Это не значит, что я всегда добрый. Но доброта — на первом месте». 

📚 Из записок Юрия Никулина:

✍🏻 В природе ничего не пропадает, кроме исполнившихся надежд. 

✍🏻 В последнее время я часто вспоминаю слова Карандаша: «Влезть на гору легче, чем потом на ней удержаться». 

✍🏻 А почему смеются? Потому что верят, если это достойно осмеяния, то всё пройдет, всё наладится. Улыбайтесь почаще! 

✍🏻 Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение.

✍🏻 Слышать смех — радость. Вызвать смех — гордость для меня.

✍🏻 Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, на земле все будут счастливы.

✍🏻 Мое любимое занятие - жить.

✍🏻 Я всегда радовался, когда вызывал смех у людей. Кто смеётся добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!