14,3K подписчиков

Играем в метро! Вспоминаем детские игрушки, железные дороги и всё, что было связано с метрополитеном

7,9K прочитали

Да уж, пожалуй хватит серьезных тем о стройке и вагонах метро. Сегодня мы немного развлечёмся и посмотрим на некоторые детские игрушки, которые позволяли нам в недалеком прошлом или позволяют нашим детям сейчас построить свою маленькую подземку и погрузиться в её вымышленную атмосферу.

Недооценённая тема

Удивительно дело - метрополитен же, получается, транспорт достаточно экзотический, если смотреть в целом по стране (по Советскому Союзу, России и государствам, ранее входившим в состав СССР) - подземок построили немного и определенное количество детей, особенно в советское время, попросту их и не видело вживую (не все же жили в больших городах).

Если только по телевизору, например, в мультфильме "Ну, погоди" в пятой серии, где несчастный волк безуспешно пытается настигнуть зайца на эскалаторе метрополитена.

Кадр из пятой серии м/ф " Ну, погоди!", режиссёр В.  Котёночкин, студия "Союзмультфильм", 1972 год. Двухленточный наклонный ход? Ну-ну! =) Авторам было что-то известно
Кадр из пятой серии м/ф " Ну, погоди!", режиссёр В. Котёночкин, студия "Союзмультфильм", 1972 год. Двухленточный наклонный ход? Ну-ну! =) Авторам было что-то известно

Стало быть эта тематика гипотетически не могла заинтересовать широкого потребителя по части детских игрушек. То есть машинок всяческих, грузовиков и даже железных дорог ( я не про ГДРовские PIKO даже) выпускалось в относительном достатке, но чтобы что-нибудь было посвящено конкретно метрополитену - такого, думалось, практически не было.

Однако, всё же было. В последние годы сайты объявлений стали предлагать удивительный механический набор "Ленинградское метро". Давайте взглянем на раритет:

Состав набора и коробка. Источник: https://bob-many.livejournal.com
Состав набора и коробка. Источник: https://bob-many.livejournal.com

В 1955 году Ленинградский механический завод в честь открытия второй советской подземки выпустил любопытную детскую игрушку. В состав набор входило два вагончика на колёсиках, внутри которых находился тривиальный заводной механизм, рельсовое полотно, даже скорее желоб, разъезд и имитация станции.

Шикарная вещь! Создатели игрушки уделили немало внимания мелочам. Метроценители без труда узнают в облике жестяных коробочек на колёсиках знакомые очертания вагонов типа Г, которые как раз поступали в Ленинград к открытию подземки.

Единственный вопрос только к цвету второго вагона - он бордово-бежевый, а, как известно, "гэшки" в такой цвет не окрашивались. Но оставим занудство взрослым скучным дядям и поддержим создателей - второй цвет скорее всего добавили для разнообразия, тем более в похожие колера окрашивали вагоны довоенного московского метро.

К вопросу о цене - удовольствие не из дешёвых. В зависимости от состояния за владение такой раритетной игрушкой просят до 50'000 рублей. Если вам в вашем детстве посчастливилось поиграть в такой набор, поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями - как это работало, как разъезжались два вагона по станции в отсутствие рабочих стрелок и т.д.?

Мы выживали как могли

В первую очередь это относится к автору. Будучи позднесоветским ребёнком, на моё сознательное детство выпали игры как в отечественные игрушки, так еще и в не очень значительные иностранные, которые с начала 1990-х начала попадать на прилавки петербургских магазинов и универмагов.

Помню, что иметь собственную игрушечную железную дорогу было очень долгоиграющей детской мечтой. Еще бы! Бывая в гостях у сверстников или у друзей родителей, хозяева нередко доставали из пыльных комодов или антресолей коробочки с заветными надписями PIKO или VERO родом из ГДР. И как раз огромной редкостью было разрешение поиграть в это чудо, поэтому иметь свою, конечно, очень хотелось.

Мечте так и не суждено было сбыться в чистом виде, однако свою миниатюрную железную дорогу я все-таки заполучил. Ей стала относительно недорогая пластмассовая железка (пластмасска уж скорее тогда!), выпущенная московским заводом Огонёк. Несмотря на доступную цену (что, собственно говоря, и определило покупку мамой этого набора), содержимое грубой картонной коробочки очень радовало неискушенного юного железнодорожника.

Железная дорога завода Огонёк Вариант 3
Железная дорога завода Огонёк Вариант 3

Сами посудите - рельсы немаленькой колеи (41 мм! - почти G размер для тех, кто в теме), здоровенный овал, три прекрасно смоделированные стрелки с переводными механизмами, тупики, семафор и самостоятельно ездящий подвижной состав - паровоз и вагончик на одинарных колесных парах.

Железная дорога завода Огонёк Вариант 3
Железная дорога завода Огонёк Вариант 3

Казалось бы, разговор я начал про метро, а тут просто железная дорога? Дело в том, что дорога эта почти с первых дней начала использоваться не совсем по назначению - с помощью хитрых и не очень манипуляций ей суждено было стать метрополитеном.

Паровоз, который автор особо не признавал (да и на тот момент в глаза-то не видел) быстро был пропатчен путём удаления котла и кабины. Освобожденное пространство благодаря творческой мысли и конструктора #LEGO было преобразовано в подобие метровагона, ну а роль тоннелей выполняли табуретки, накрытые покрывалами и пледами.

Реконструкция детской игры. Съезд и рампа тоннеля. Снимок автора
Реконструкция детской игры. Съезд и рампа тоннеля. Снимок автора

Конечно недостаток рельсового материала сказывался - всего 10 прямых элементов, остальное кривые участки - однако, это не мешало создавать одну станцию (это всегда было "Девяткино") с простым противошёрстным съездом из двух стрелок, рампой и куском перегона, сходящийся в итоге в однопутный участок. А что делать - выкручивался как мог!

Надо сразу сказать, на фотографии детали двух наборов: моего исторического и купленного недавно на "Авито". Снимок автора
Надо сразу сказать, на фотографии детали двух наборов: моего исторического и купленного недавно на "Авито". Снимок автора

Кстати, эту замечательную железную дорогу московский завод "Огонёк" производил достаточно долго и даже сейчас до сих пор ряд детских интернет-магазинов предлагает её приобрести. Сделать этого, к сожалению, не получится - лет 5 назад набор был снят с производства, однако на сайтах объявлений по-прежнему возможность отыскать дорогу в хорошем состоянии есть - летом я так и сделал. Рекомендую! Идеальное решение для бюджетной садовой железной дороги. По ценам примерно 2-3 тыс. рублей.

LEGO-экспансия

Из красочных каталогов LEGO середины 1990-х годов нам, мальчишкам, было известно, что датский производитель еще умудряется выпускать собственные железные дороги. О таком даже и мечтать не приходилось!

Любопытно - за более чем 30 летнюю практику постройки наборов с железными дорогами фирма Лего так и не сделала полноценного набора, посвященному метрополитену, хотя даже трамвай был!

Благодаря замечательному Дзен-каналу исследователя Лего малефик (рекомендую всячески) удалось выяснить, что всё-таки один вагон метро выпустили в массы, но и тот был скорее антуражем для иллюстрации одной из сцен фильма о Человеке-пауке. Речь идёт о наборе 2004 года под номером 4855.

Набор Lego 4855.
Набор Lego 4855.

Несмотря на упрощения (колесные тележки вообще не подлежат никакой критике), всё равно приятно, что разработчики обратили внимание на некоторые мелочи, присущие американским вагонам метрополитена, например, предусмотрели полукруглый бампер-отбойник.

Собранный набор
Собранный набор

Примечательно, что некоторые народные умельцы умудряются собирать более менее полноценные вагоны метро из этого набора, но для этого им по всей видимости приходилось приобретать сразу 8 коробочек - удовольствие дорогое, не для каждого отечественного покупателя (это более 17 тысяч рублей по нынешнему курсу, если переводить цену уровня 2004-2005 гг. для нового набора. С учетом нынешней цены на чёрном рынке и дополнительных затрат на железнодорожное лего-оснащение итоговая цена будет еще раза в два-три дороже). Итог - практически полноценный четырехвагонный сцеп, но не наш, неродной.

Вот это уже похоже на правду! Хотя мне напоминает больше служебный дизельный поезд Людиновского завода
Вот это уже похоже на правду! Хотя мне напоминает больше служебный дизельный поезд Людиновского завода

Что же до наших, отечественных вагонов метро, то и здесь умельцев встречается очень много. Давайте посмотрим какие чудесные вещи ребята создают благодаря своей фантазии:

Будапештский номерной вагон по всей видимости
Будапештский номерной вагон по всей видимости

Страшно даже представить сколько усилий люди потратили, чтобы найти в необходимом количестве такое количество деталей нужного цвета, в детстве это было постоянной проблемой. Самым популярным объектом для копирования, безусловно, является 717-я модель вагона метро - самого распространённого на всём постсоветском пространстве, однако встречаются менее известные широким кругам поделки.

Недавно меня удивил пример из Украины - местный умелец смог из деталек Лего изобразить головной вагон модели 81-540.2К. Сперва посмотрим оригинал:

Вагон модели 81-540.2К на станции "Золотые ворота". Снимок автора
Вагон модели 81-540.2К на станции "Золотые ворота". Снимок автора

...а затем модель из LEGO. Учитывая крайне ограниченный габарит, получилось вполне узнаваемо - характерное зеркало и киевская окраска.

Здесь как раз виден дефицит синих деталей на крыше - черпаков не хватило!
Здесь как раз виден дефицит синих деталей на крыше - черпаков не хватило!

И уж чего я совсем не ожидал увидеть, так это вагон проекта "Юбилейный", который в небольшом количестве наличествует в Санкт-Петербурге. Речь про этого зверя:

Испытание состава из вагона модели 81-722/723/724. 2015 год. Снимок автора
Испытание состава из вагона модели 81-722/723/724. 2015 год. Снимок автора

Вот так его увидел один юный ценитель прекрасного в лего-интерпретации:

Не хватает только логотипа петербургской подземки, а так хоть сейчас на линию выпускай!
Не хватает только логотипа петербургской подземки, а так хоть сейчас на линию выпускай!

В общем, золотые руки и конструктор LEGO способны творить чудеса! Однако, качественную датскую игрушку-конструктор не все могут себе позволить, особенно, если речь идёт о сложных и многодетальных наборах, к которым причисляют наборы с железной дорогой и моторчиками, поэтому выход из ситуации пришёл оттуда, откуда и ожидали. Из Китая!

Из Китая с любовью

Китайский брат, берущийся копировать всё, что копируется и не копируется, уже давно посягнул на святое и совершенно без зазрения совести и каких-либо лицензионных отчислений делает свои подделки, совместимые с оригинальным Лего.

Кто хоть раз имел возможность сравнить с виду одинаковые детали разных производителей, замечал, что качество датского конструктора на голову выше - его детали прекрасно стыкуются, нет следов от литников и в целом вид изделия вызывает исключительно положительные ощущения, чего не всегда можно сказать о нелицензионной копии из поднебесной.

Тем не менее, в разрезе нашей темы нашёлся удивительный образец - какой-то отечественный гений, создавший игрушки под брендом "Город мастеров" и производящий, в том числе, различные наборчики с конструктором, однажды выпустил и вагон метро. Выглядит пластмассовое чудо так:

Даже логотип Мытищинского Метровагонмаша присутствует!
Даже логотип Мытищинского Метровагонмаша присутствует!

Узнать здесь облик какого-либо конкретного вагона метро сложно, но судя по раскраске и графической схеме на дверях - это опять же классический "номерной" вагон. Что восхищает здесь - это товарный знак завода, который на протяжении почти сорока лет производил эту модель - ОАО "Метровагомаш".

Тут только ради одной этой принтованной детали можно уже купить этот набор для поделок! Интересно, как производитель решил вопрос с авторскими отчисления - неужели заморочились с лицензией? Почему-то возникают сомнения на этот счет. Впрочем, этот вопрос не наш совершенно.

Так, а сколько это чудо стоит?

Всего 550 рублей! Фантастика, можно даже будет прикупить для прикола.

Кстати производитель впоследствии расщедрился и на другую цветовую схему, соответствующую окраске бренда "Московский транспорт":

138 деталей против 151-й. Куда дели 13 штук?)
138 деталей против 151-й. Куда дели 13 штук?)

Несчастный дежурный по отправлению поездов имеет такой вид, как-будто он вернулся со страшной кровопролитной войны - смотреть на его ножки нет никакой возможности. Капитан-крюк меняет профессию, извините.

Этот чудо-набор внезапно дороже, но деталей в нём меньше. Если у ваших деток такая радость есть, расскажите, пожалуйста, в комментариях что это хоть такое. Есть ли смысл брать?

Моделька детской мечты

Сейчас, конечно, когда такое разнообразие различных игрушек, диву даёшь - как же мы-то своё детство проводили без всего этого? Это, конечно, неисчерпаемая тема для отдельного обсуждения.

Позволю отметить, что гигантский ассортимент не всегда означает качество. Достойную и хорошую игрушку всё-равно приходится искать, а иногда стоящие вещи и вовсе случайно попадаются. Как, например, вот этот замечательный вагончик от фирмы "Технопарк":

Вагончик метро от фирмы "Технопарк"
Вагончик метро от фирмы "Технопарк"

Да, и здесь немало огрехов, но передано самое главное - облик, дух самого узнаваемого вагона метро - модели 81-717. Мимо такого красавца однажды и я не устоял, случайно увидев на полке Детского мира.

Этот вагон нередко сопровождает меня на различных экскурсиях и тематических лекциях для наглядной иллюстрации некоторых моментов, связанных с историей подвижного состава отечественных метрополитенов.

Игрушка имеет длину 18 сантиметров и внушительный для своих размеров вес - кузов выполнен из металлического сплава, что делает вагон практически неубиваемым - хоть катайся детской ножкой на нём как на роликах (лучше не надо!).

Вид упаковки
Вид упаковки

Помимо сугубо визуальных достоинств у игрушки есть инерционный движок и кнопочка, которая инициирует три объявления из серии "Осторожно двери закрываются" и других подобных.

Конечно, у меня остаётся вопрос к разработчикам модели относительно планировки салона. Весёлый брат-китаец очевидно ориентировался на собственный конструкторский опыт, когда решил поместить внутрь салона лестничный марш за единственной раздвижной дверью - при таком уровне пола в реальной жизни даже низкорослый представитель азиатской расы вряд ли сможет стоять, не пригнув голову.

И второй недостаток (и последний, вроде бы, на мой взгляд) отсутствие окон в противоположном кабине торце. Есть только дверь. Но всё это можно и нужно простить, ведь передано главное - цвет, размер, основные особенности модели. Эх, мне бы в начале 1990-х такую игрушку!

О цене. Стоит вагончик вполне подъемно для такой игрушки, в пределах 500-700 рублей. Было бы здорово, если производитель когда-нибудь предусмотрел еще вариант промежуточного вагона без кабины машиниста, чтобы составлять полноценные правдоподобные составы для игр.

В общем, друзья, вот эту штуку очень рекомендую. Хороший подарок для увлеченных деток и взрослых.

Фирма "Технопарк" вообще с этими вагонами психанула, похоже, и умудрилась выпустить как минимум три разновидности в порядке упрощения и удешевления. В наличии формат макси, миди и мини - о первом варианте со звуковыми эффектами я уже рассказал, а сейчас покажу остальные:

У второго сильно искажены габариты - кузов как-будто в фотошопе стянули мышкой в горизонтальной плоскости и он сплющился. Третий и вовсе похож на пародию - там всего две двери вместо четырех. Тем не менее, благодаря такому ассортименту можно выбрать игрушку на любой вкус и кошелёк.

К слову о самой продвинутой версии. Спустя годы производитель даже добавил три альтернативные схемы окраски: бордовую под цвет уникального памятного состава "Красная стрела", серебристую под схему окраски вагонов проекта 81-717.6 и бело-синюю под формат современной московской окраски вагонов.

Ушлый в хорошем смысле производитель еще не раз использовал свои наработки по метрополитеновской теме. Небольшими тиражами встречаются наборы с рельсовой колеёй, по которой можно запустить двухвагонный сцеп из двух головных вагонов (привет #Ереван!).

Игрушки для обеспеченных коллекционеров

Как известно, первые 40 лет являются самыми трудными годами жизни мальчиков, поэтому только к определенному возрасту у некоторых увлеченных из них появляется возможность покупать в своё удовольствие милые глазу вещи пока жена не видит.

Среди них, безусловно, на особом месте стоят масштабные модели. Большое распространение, что неудивительно, получили копии железнодорожного подвижного состава, но тематика метрополитена тоже встречается.

Особняком в этом непростом деле стоят труды уникального мастера из Москвы Анатолия Кожуховского, который уже много лет строит на заказ различную технику железных дорог и метрополитенов.

Стоят такие модели недёшево - ручной труд и малый тираж делают своё дело. Примерная цена одного вагона на уровне 10-12 тысяч рублей.

Эксклюзив

И вот мы, наконец, друзья подходим к премиум сегменту, если можно вообще применить такой термин к обсуждаемой теме. В 2014 году во время реконструкции музея Петербургского метрополитена мне выпала почётная обязанность помочь макетной мастерской компании Real RED (Всеволод, привет!) создать несколько миниатюрных макетов самых примечательных вагонов Ленинградского-Петербургского метро.

В рамках многомесячной, интересной и очень творческой работы нам удалось сделать большой шестиметровый макет в масштабе 1:160 (N масштаб) с четырьмя станциями метро, эскалаторами, депо, шахтами, двумя составами и имитацией грунтов, а также шесть больших макетов вагонов в масштабе 1:20. Давайте же поскорее взглянем на них!

Пользуясь случаем, приглашаю вас в Интерактивный музей истории метрополитена, который находится в здании у станции метро "Приморская" на улице Одоевского дом 32. Там вы сможете вживую увидеть эти вагоны, большой макет, да и вообще в целом очень интересно провести своё время.

Конечно, подобные большие модели стоят очень дорого (более 50 тысяч рублей), зато можно быть уверенными - второй такой точно ни у кого не будет. Но история эта, разумеется, совершенно не для массового интересанта. Такие модели можно рассматривать только в качестве уникального делового подарка или создания очень дорогой домашней экспозиции для ОЧЕНЬ тонких ценителей. У меня таких моделей нет.

Хардкор

Ну а если вам и этого мало, то...вы можете купить вагон метро настоящий. Удивительно, но метрополитен может спокойно продавать вам одну из списанных единиц подвижного состава. Цена вопроса порядка 300'000 рублей без учёта транспортировки. Стоимость работы автокрана грузоподъемностью 50 тонн и аренды шаланды придётся узнать самостоятельно =)

Что же, каждому возрасту свои игрушки, друзья! А что понравилось больше всего вам?

Спасибо вам за внимание и до скорых встреч!

Подписка на канал автора возможно приблизит вагон метро на последней картинке к намеченной в подписи цели =) !

Избранные публикации из цикла рассказов о метрополитене: