Введение: толковый словарь для непосвящённых и обращение к читателю
«В России имя Эльвира очень популярно у татар, а к ним оно попало от арабов, у которых есть имя Ильфира, которое означает «патриотка»». (Словарь имён)
«Имя Эльвира с древнегерманского языка переводится как «все правдивая». Существует версия, что оно походит от названий эльфов (альвов, альваров) – германо-скандинавских духов, в своё время почитаемых как символ плодородия, крепко вошедших в фольклор и послуживших прообразом Андерсеновской Дюймовочки». (Словарь имён)
«Волатильность – это когда семейный бюджет растёт с геометрической прогрессией, а заначка мужа всегда остаётся на уровне студенческой стипендии». (Современный афоризм)
«Рост волатильности используется спекулянтами для извлечения дополнительной прибыли. Однако такие операции отличаются повышенной степенью риска. В связи с этим консервативные инвесторы стремятся избегать вложений в активы, отличающиеся повышенной волатильностью». (Словарь банковских терминологий)
«Омбудсмен (от шведского ombudsman — представитель чьих-либо интересов), в буржуазных государствах должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств». (БСЭ)
«Государственный контроль – одна из форм осуществления государственной власти в СССР». (Вопрос в билете по предмету история КПСС на экзамене в советском ВУЗе)
Уважаемый читатель, я специально ничего не изменял в статье от 20 апреля 2013 года для газеты «Российские вести», обратившись в недавнее прошлое, потому как всё что написано в ней—самое что ни на есть настоящее! К сожалению, тогда статья не была опубликована по причинам от меня независящим, возможно потому, что главред газеты «держал нос по ветру» и, наверно, ждал от меня чего-то больше, чего я никак не хотел ему предложить. Но сегодня, достав эту статью из «пыльного» компьютерного архива, я понял, что она и сейчас «к месту», чтобы предложить её Вашему вниманию, тем более, что для меня сейчас такие обстоятельства на Дзене, как «Вольному—воля, а спасённому—рай!»
Статья достаточно объёмная, чтобы понять «откуда ноги растут», поэтому, принимая во внимание Вашу занятость, уважаемый читатель и... собственное желание, чтобы Вы дочитали её до конца, я разделил эту статью на две части.
Сегодня Часть первая: КОЛЛЕГИЯ
Не любопытства ради, а пользы для, чтобы сравнить, как сочетается слово и дело в финансово экономическом блоке Правительства РФ относительно развития реального сектора экономики, заглянул я как-то на сайт Министерства экономического развития РФ, и прочитал там стенограмму заседания расширенной Коллегии этого ведомства совместно с Министерством финансов по итогам деятельности министерств в 2010 году и задачам на 2011 год.
Милое, скажу Вам мероприятие, – но государственной важности!
Тут, как полагается по такому случаю, и приветственное слово, приглашённого на коллегию, тогда ещё премьер-министра В.В. Путина, в котором он прекрасно отдавал «себе отчёт в важности той роли, функции, которую исполняют все здесь присутствующие, да и не присутствующие в этом зале ваши коллеги, которые занимаются финансами и экономикой».
И новые слова в обороте, не привычные для уха простого обывателя: «омбудсмен, инновационность, приоритезация, импортозависимость, мониторинг правоприменения, недофинансированность стадии стартапов, финансовая подушка безопасности». А что самое главное, в этом, «государственном важности мероприятии», принимала участие, героиня нашего исследования Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, ныне помощник президента РФ по экономике, без пяти минут руководитель ЦБ России, потому что эту кандидатуру Парламенту рекомендовал Президент РФ В.В. Путин.
В приветственном слове на коллегии В. В. Путин, соединив снисходительно уважительную форму с жёстким содержанием своего выступления, как руководство к действию, поставил перед ответственными слушателями: вице премьерами, министрами и коллегами – очень важные задачи.
«Нам нужно последовательно вести линию к снижению зависимости от сырьевой конъюнктуры, обеспечивать устойчивый, качественный подъём экономики с опорой на внутренний рынок и не сырьевой сектор, увеличивать количество умных рабочих мест – умных и хорошо оплачиваемых, требующих хорошо образованных работников, последовательного повышения квалификации работников».
«Нам необходимо создавать условия для опережающего роста производительности труда».
«Нам нужна такая модель, которая гарантирует конкурентоспособность России в современном мире».
«Нам необходима низкая инфляция, а это значит, и доступный банковский кредит для реального сектора, и более дешёвая ипотека…»
«Главное – защита реальных доходов и накоплений граждан от инфляционных потерь». Мы должны ставить задачу – добиться нового исторического минимума инфляции. Центральный банк предполагает удержать инфляцию в пределах 7,5% – непростая задача, имея в виду темпы начала этого года, но в целом (вот недавно мы только разговаривали на этот счёт) достижимая. В таком случае это будет самый низкий показатель, начиная с 1991 года, а к 2014 году следует постараться выйти на уровень инфляции 4–5%».
«Необходимо уделить особое внимание завершению реформы бюджетной сферы, которая предполагает бóльшую самостоятельность, но и бóльшую ответственность бюджетных учреждений».
«Нам нужно отладить целостную систему стратегического управления, увязать отраслевые и региональные стратегии с приоритетами развития российской экономики и с возможностями бюджетной и финансовой системы страны».
«Надо создать эффективную систему мониторинга и корректировки принятых государственных программ – это одна из основных задач для Министерства экономического развития».
«Необходимо создать инструменты поощрения тех субъектов Российской Федерации, которые содействуют развитию предпринимательства и конкуренции на региональных рынках, укрепляют региональный инновационный, экономический, налоговый потенциал.
Надо «также использовать такое полномочие Минэкономики, как оценка регулирующего воздействия. Сам институт оценки регулирующего воздействия существует у нас недавно – практически год».
«Мы намерены активно участвовать в глобальных и региональных интеграционных процессах, повышать открытость российской экономики».
«Считаю, что заместители Председателя Правительства должны взять на себя персональную ответственность за состояние дел с надзором, контролем и так называемыми административными барьерами в курируемых сферах и регулярно отчитываться о достигнутых результатах, о том, какая наблюдается динамика – позитивная или отрицательная, если отрицательная, то почему, с предложением мер по устранению тех недостатков, которые мешают развитию».
«И конечно, наш несомненный приоритет – продолжение активной политики социального развития, инвестиций в качество жизни людей, обновление образования, здравоохранения, поддержку российской культуры».
«Коллективы Министерства финансов и Министерства экономического развития, ваши коллеги в регионах выполнили колоссальный объём работы в трудный период кризиса – за что ещё раз хочу выразить им свою благодарность. Рассчитываю и впредь на ваш профессионализм, высокую отдачу и преданность делу».
А в продолжение, растекаясь в благодарностях «к своим коллегам, вице-премьерам, министрам», присутствующим в заседании коллегии, выступил министр финансов Кудрин А.Л. , утверждая, что «сегодня, по сути, у нас время стратегического выбора долгосрочной модели развития, и это не только потому, что мы об этом часто говорили или считаем, что это нужно», поэтому в целом «всё-таки хотелось бы сегодня говорить о стратегическом выборе».
«В прошлом году мы ещё исполняли антикризисную программу» и, несмотря на начало роста, жили ещё даже с высокими ценами на нефть в условиях антикризисных мер».
«Мы, конечно, в полной мере испытывали сложности. Тем не менее, мы смогли пройти этот сложный год, обеспечить начало роста: финансовая система показала начало и достаточно активное кредитование экономики, оправдались все наши решения и надежды на то, что финансовая система дальше потащит и даст необходимый ресурс развитию. Но также мы должны были уже рассчитывать и на рыночные заимствования, на покрытие части вот этого достаточно большого дефицита за счёт рыночных ресурсов. И мы, по сути, впервые вышли на мировые рынки».
«Сейчас мы оцениваем, что нам не потребуется ни воспользоваться резервным фондом, ни использовать фонд национального благосостояния, и мы в значительной степени закроем наш дефицит рыночными средствами, частично используя доходы от нефти и газа».
«Мы должны будем переориентировать нашу систему, и проводить структурные реформы», ориентируя «в большей степени структуру бюджета на модернизацию».
«Среди важных мер, которые были названы, – снижение инфляции. И я поддерживаю Центральный банк, его жёсткую политику. Несмотря на то, что мы в условиях высоких цен стоим перед выбором: или инфляция, или укрепление, – всё-таки снижение инфляции я считаю более важным показателем, обеспечивающим низкую ставку кредита.
«Среди важнейших решений в ближайшее время – это решение по налоговой политике и целый ряд мер, которые связаны с уменьшением или оптимизацией налоговой нагрузки на сектора высоких технологий, информационных технологий, освобождаем технопарки от ряда налогов в зоне Сколково по ряду проектов».
«Я очень высоко ценю роль Минэкономразвития по многим направлениям, но по одному – ещё больше, чем по всем, – по завершению работы вступления в ВТО.
Потому что, как только это произойдёт, Владимир Владимирович, страна сразу попадает в новое измерение, потому что заработают все ранее разработанные протоколы».
А «мы все гордимся тем, – подхватил В.В. Путин, – что Министерство финансов Российской Федерации возглавляет лучший министр финансов в мире, что признано международным экспертным сообществом. И это не шутки, это действительно серьёзная оценка скромного труда Алексея Леонидовича».
Обращаясь к Владимиру Владимировичу, Алексею Леонидовичу и уважаемым коллегам Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, Министр экономического развития РФ, захотела в своём выступлении «коснуться оценки развития мировой экономики, российской экономики и нашей деятельности в рамках приоритетов экономической политики, начав «с оценки изменений в мировой динамике, потому что они влияют на ситуацию в России, и об этом неоднократно говорилось».
Мир, каким его увидела Эльвира Сахипзадовна со своими коллегами, оказывается «выходит из кризиса». И, «что очень важно», Эльвира Сахипзадовна, «со своими коллегами всё это прекрасно знают».
«Но что оказалось вопреки многим прогнозам устойчивым, – на что обратила внимание Эльвира Сахипзадовна, – так это тенденция к глобализации, нравится она кому-то или не нравится».
При этом Эльвира Сахипзадовна увидела, что «ведущие страны даже на фоне кризиса занимались наращиванием вложений в технологическое обновление».
Оказывается «динамично развивающаяся Бразилия догнала Россию по номинальному ВВП на душу населения и по средней заработной плате», а «глобальная рецессия усилила роль стран Азии как лидеров экономического подъёма». «По нашим оценкам, экономика Азии, включая Новую Зеландию и Австралию, через пять лет будет производить свыше трети выпускаемой в мире продукции и по своему размеру будет сопоставима с совокупной долей США и Евросоюза», – сказала Эльвира Сахипзадовна, – а «доля России в мировой экономике составила в 2010 году 3,7%, а если мы посмотрим единое экономическое пространство, то это уже 4,3%. Это пусть не самое большое, но, тем не менее, приращение».
«Важнейшим фактором нашего экономического развития, – продолжала Эльвира Сахипазадовна, – «конечно, является членство в ВТО».
«Но, как бы ни были важны внешнеэкономические факторы нашего развития, конечно, основные движущие силы и барьеры для развития, для роста мы видим внутри российской экономики».
«И мы говорим о переходе к новой модели устойчивого роста, которая отличалась бы от кризисного роста».«Наша главная несбалансированность, несбалансированность нашей экономики, состоит в том, что большие нефтегазовые, металлургические компании, которые сегодня и модернизированы, и конкурентоспособны, продают значительную часть продукции на внешнем рынке».
«При этом внутренний рынок (а это без малого 143 млн. человек, которые постоянно что-то потребляют, тратят деньги) в значительной степени продолжает питаться импортом. Это, в общем, всем известно, но я хотела бы подчеркнуть, что новая модель, в которую мы переходим, должна дать минимальную самодостаточность и внутреннюю устойчивость нашей экономике».
«Новая модель роста должна обеспечивать достаточно высокие темпы роста».
«Я считаю, что темпы роста нам, конечно, нужно иметь больше 4%, потому», «что только при таких темпах мы сможем одновременно исполнять наши социальные обязательства, которые выше, чем, например, у быстрорастущих азиатских стран».
«Также нам важно увеличивать инвестиции в будущее развитие. Доля инвестиций в ВВП должна быть как минимум в 1,5 раза выше, чем сейчас». «При этом нам, безусловно, необходимо решать совершенно обоснованную задачу сокращения бюджетного дефицита. Это оказывает сдерживающее воздействие на экономический рост».
«В то же время надо отметить, что в экономике уже наметились тенденции к приобретению нового качества роста».
«Мы прогнозируем в 2012–2014 годах рост экономики в среднем более 4% в год, но этот рост пока подвержен рискам».
«Финансовая подушка безопасности нужна, но она имеет свои пределы. Реальная подушка безопасности, конечно, в конкурентоспособности собственной экономики».
«Но эффективность зависит не только от мер экономии, бережливости (это очень важно), но и от содержания, инновационности самих проектов и правильной приоритезации усилий».
«Инструментом обоснованного выбора приоритетов и должны стать государственные программы» и «нам, конечно, нужно увеличивать горизонт планирования, потому что задача такого масштаба работает только на другом – ни на двухлетнем, ни на трёхлетнем – режиме прогнозирования и планирования действий».
«Остановлюсь ещё на одном вопросе, являющемся основой и прогноза, и всей аналитики в стране: это работа Росстата.
В прошедшем году сотрудники Росстата вместе с региональными властями, другими ведомствами провели перепись населения. Это большая работа: опубликованы предварительные итоги, ещё предстоит очень кропотливая работа по окончательной обработке данных. В результате мы будем иметь более полные данные об основных процессах в нашей стране.
В то же время, конечно, качество статистики нуждается в серьёзном улучшении, особенно в оценке инвестиций, реальных доходов населения».
«Что касается «делового предпринимательского климата, инвестиций. Темпы роста инвестиций остаются меньше, чем мы ожидали, и это притом, что практически восстановились цифры по прибыли предприятий. Прибыль в кризис упала, но сейчас идёт восстановление».
«Цены на нефть уже опять близки к историческому максимуму, и в экономику поступают в общем существенные ресурсы».
«И конечно, деловой климат – это очень сложное многофакторное понятие».
«Мы договорились с министром внутренних дел, который здесь есть, что мы проведём специальную работу о том, как можно будет согласовывать действия и принимать совместные усилия по инвестиционному климату».
«Напомню, что заработал так называемый офис омбудсмена. У нас омбудсмен – Игорь Иванович Шувалов».
«Подготовлен план самой масштабной в денежном выражении приватизации: до 2015 года ожидаемые доходы казны должны превысить 30 млрд. долларов США, причём будут приватизироваться не только компании второго эшелона, но и доля государства в крупнейших компаниях и банках».
«Подведомственный нам Росреестр ведёт активную работу по переводу своих услуг в электронный вид».
«Мы проводим мониторинг правоприменения, потому что действительно у нас законы могут быть хорошие, а правоприменение отстаёт».
«Можно пытаться что-то совершенствовать в закрытом режиме,но непрозрачность даже при самых благих преследуемых целях может привести к непродуманным решениям и неэффективному расходованию бюджетных средств».
«Но, на наш взгляд, прозрачность нужна, конечно, в большем числе случаев – и в системе государственных финансов, и в работе внебюджетных фондов».
«Вся система госзакупок, на наш взгляд, нуждается в серьёзном реформировании».
«Мы считаем, что нам нужно регулирование в этом отношении всего цикла госзаказа – от обоснования необходимости той или иной закупки, обоснования цены до приёмки работ».
«Мы начали развивать электронные торги».
«Мы создаём все больше инструментов, которые позволяют вовлечь ассоциации бизнеса в принятие решений. В первую очередь это оценка регулирующего воздействия. Для нас очень важно, что бизнес положительно воспринимает этот инструмент».
«Если говорить о качестве экономического регулирования, это совершенствование корпоративного законодательства».
«Одно из ведущих направлений деятельности министерства – это работа по поддержке малого и среднего предпринимательства».
«Если говорить в целом об инновациях, конечно, наша экономика пока существенно отстаёт от основных конкурентов».
«Наше министерство оказывало методическую поддержку, координировало эту работу, и к настоящему времени первые девять программ уже утверждены, в том числе по таким компаниям, как «Росатом», «Ростехнологии», «Роснефть», «Транснефть».
«В прошлом году мы также реализовывали задачу, которую обсуждали на прошлой коллегии, – это координация деятельности институтов развития».
«Надо сказать, что инновационный «лифт» заработал (во многом благодаря тому, что между институтами развития было заключено соглашение), и, как только он заработал, стали видны узкие места, например, недофинансированность стадии стартапов».
«Значимая задача – реализация программы приватизации».
«Программа приватизации кроме крупных пакетов предполагает и достаточно большую продажу средних компаний, акций более 1300 акционерных обществ. В этой связи одним из важных результатов деятельности министерства в прошлом году я считаю формирование условий для проведения нового типа приватизаций».
«Законодательно была введена возможность привлечения инвестиционных консультантов».
«Но, говоря об эффективности государственного управления, я бы хотела остановиться на проблемах проектного управления.Это одна из проблем, связанная с той недостаточной эффективностью, надо прямо сказать – с неэффективностью реализации многих ФЦП и ФАИП (Федеральная адресная инвестиционная программа).
В течение более 15 лет инструменты ФЦП и ФАИП обеспечивают решение стоящих перед страной задач, и действительно они помогают решать такие задачи».
«У нас были ФЦП по реформированию налоговой службы и казначейства, созданию системы ГЛОНАСС, созданию первого в новейшей истории российского гражданского авиалайнера «Суперджет Сухой», вводу в эксплуатацию дороги Чита–Хабаровск. По сути дела, все эти проекты реализовывались в рамках программного подхода.
Это позволило сконцентрировать ресурсы, а не размазывать их только для текущей деятельности. За это время ФЦП превратились из способа выбивания ведомствами дополнительных средств на свою текущую деятельность (это было раньше), в такой инструмент по решению приоритетных задач, который основан на принципах проектного управления».
«Мы в прошлом году два года вместе с Минфином проводили работу по дебюрократизации ФЦП.
Гибкость была обеспечена и поднялась серьёзно, были серьёзно сокращены сроки внесения текущих изменений в ФАИП, но дебюрократизация (и мы всегда так считали) должна означать и увеличение ответственности заказчиков».
«Мы работаем над тем, чтобы обеспечить максимальную открытость».
«Мы ежеквартально проводим мониторинг и всё больше убеждаемся, что низкая эффективность связана не с недостаточным финансированием, а именно с проблемами проектного управления».
«Мы создали систему индикативного планирования. По каждой программе у нас есть показатели, целевые индикаторы, но, конечно, без чёткой ответственности за их невыполнение эти индикаторы и их анализ становятся бессмысленным занятием».
«Мы начали применять этот механизм в особых экономических зонах, и по новым зонам мы поставили в качестве условия наличие профессионального проектного управления. Ведём активные переговоры по привлечению ведущих компаний из Сингапура».
Продолжение следует!