Есть мнение, что до Петра первого на Руси новый год никак не встречали. Это, мягко скажем, заблуждение. В любом обществе смена времен года очень важна. Тем более, для народа, который активно занимается земледелием. Славяне были из таких. Поэтому год для них начинался с началом весны. Хотя, тут надо немного вернутся назад.
Пока Русь была языческой, то одним из важнейших в пантеоне был Ярило - бог Солнца. И многие жизненные моменты были связаны именно с циклом дневного светила. Поэтому часто новый годовой отсчет был связан с зимним солнцестоянием, когда день начинал расти. И, кстати, многие отголоски этого видны в праздновании Масленицы - и хороводы, и костры, и блины.
Когда произошло крещение Руси, то начало года было перенесено на 1 марта в силу римской традиции и с введением юлианского календаря. Хотя, конечно, начало посевных работ - это, безусловно, новый жизненный цикл. Особого празднования на то момент не происходило. Были разные традиции и ритуалы, но такого праздника, как сейчас, народ не отмечал. Гораздо больше любили Рождество и старинные колядки. Колядой, кстати, и называли зимний праздник, ну, а веселый способ его праздновать - колядками.
Ярким событием стал перенос отсчета нового года. Нет, не угадали, не во время Петра, а на 200 лет с лишком несколько раньше. В 1492 году, который был 7 000 годом от сотворения мира, царь Иван III - собиратель земель Русских - повелел царским указом перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его, таким образом, с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Во время празднования Нового года в Московском Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья», где главными действующими лицами были патриарх и царь. Действо было красочным, но, скорее, духоподъемным, чем радостным и шумным. Настоящим праздником оно стало с 1700 года. Об этом - следующий рассказ.