Специалист по государственным закупкам, тендер-менеджер, специалист по тендерам - все это разные названия одной и той же профессии. Почему мы все чаще и чаще слышим эти словосочетания, когда речь заходит о бизнесе, причем вне зависимости от его направления? Почему профессия специалиста по госзакупкам становится всё более востребованной в современных реалиях? Что должен уметь современный тендер-менеджер? Какими личностными качествами должен обладать? Сколько может зарабатывать? На что обратить внимание, если вы хотите рекрутировать подобных специалистов в штат своей компании? Ну и самое главное, как самому прокачаться в данном направлении?
Друзья, давайте разбираться по порядку!
Предыстория
Начнем с того, почему спецы по тендерам так резко всем понадобились! Ну, во-первых это все произошло не так уж и резко. Смотрите сами. 94-й федеральный закон был принят аж 2005-м году. Напомню, что когда-то государственные закупки регламентировались именно этим законодательным актом. Далее в 2014-м вступает в силу 44-ФЗ. Двумя годами ранее (в 2012-м) начинает действовать 223-й. Таким образом от года к году, от ФЗ к ФЗ объем закупок, инициируемый государством стремительно увеличивался. С появлением 223-го прибавились еще и коммерческие организации. Соответственно чем больше денежный поток, тем больше внимания со стороны общественности. Поэтому мало-помалу рынок госконтрактов становился все более и более медийным. В конце концов черту подвело обширное инфоцыганское сообщество, которое начало предлагать различные псевдообучения на тему госзакупок, тем самым доведя популярность гос тендеров до небывалых высот.
В результате этого эволюционного процесса сформировался довольно четкий портрет сотрудника, который должен помогать компании выигрывать тендеры. И как вы думаете как этого сотрудника назвали? Правильно, “Специалист по госзакупкам”! Ну... вернее так называется его профессия… Ну, вы поняли… А если говорить более корректно и применительно к современным реалиям, то должность, которую занимает этот человек называется “Тендер-менеджер”.
Короче говоря, тендер-менеджер - это сотрудник, который занимается поиском тендеров по 44-ФЗ или 223-ФЗ и организует участие в них. Вот теперь совсем правильно!
Знания и навыки
Идем дальше. Какими знаниями должен обладать специалист в сфере закупок?
Ну, во-первых, юридическая грамотность и знание законов: 44-й и 223-й федеральные законы, гражданский кодекс, нормативно-правовые акты и приказы! Законодательная база довольно динамично обновляется и эволюционирует. В связи с этим необходимо постоянно держать руку на пульсе и совершенствовать свои навыки. Хорошее знание законов позволяет тендерному специалисту специалисту уверенно взаимодействовать с ответственными лицами заказчика, а также сотрудниками надзорных органов в части решения спорных ситуаций.
Во-вторых, должен присутствовать разносторонний опыт. Здесь имеется ввиду как победы в тендерах в рамках разных федеральных законов, так в разных видах закупочных процедур: запросы котировок, аукционы и конкурсы. И самое главное этих побед должно быть не полторы штуки, а как минимум пару десятков. Ну и не будем забывать про наличие практики общения с федеральной антимонопольной службой. Специалист по госзакупкам должен уметь грамотно отстоять позицию своей компании на заседании УФАС.
В-третьих - наличие мотивации и нацеленности на результат. И здесь речь идет не о финансовой мотивации или стремительном карьерном росте, а о некой глобальной цели. Например, победа в большом количестве тендеров или в закупке на какую-нибудь значимую сумму, или просто твердое желание стать лучшим в своем направлении. В общем как говорится у классика: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха и не успех».
Четвертый момент – это непрерывный профессиональный рост. Тендер-менеджер постоянно должен повышать планку своих результатов: участие в большем количестве торгов, победы в большем количестве закупок, победы в тендерах на качественно большие суммы и так далее. Причем решать такие задачи можно разными способами: можно максимально эффективно работать самостоятельно, а можно выйти к руководству с предложением о расширении тендерного отдела компании, рекрутировать сотрудников и выстроить их работу для выхода на новый уровень.
Пункт номер пять - нестандартное мышление. Несмотря на то, что процесс проведения закупочных процедур описан законодательно, все равно нестандартные ситуации всегда имеют место быть, причем довольно часто. Ситуации, выходящие за рамки, приветствуют творческий подход. Мышление сотрудника тендерного отдела (в особенности его руководителя) должно быть гибким и изворотливым. Такие люди вызывают интерес и уважение, они ведут за собой компанию, и как не странно за ними хочется следовать.
На шестом месте, но отнюдь не по значимости, у нас коммуникабельность. Грамотная выстроенная речь, правильно подобранные интонации, способность так сказать читать между строк, да и вообще умение без мыла влезть сами знаете куда – это ключ к успеху. Также не будем забывать про аккуратный внешний вид, приятный голос, вежливость и умение расположить к себе собеседника в целом. Короче говоря, хороший тендер-менеджер – это своего рода некий психолог, вызывающий желание с ним общаться.
Ну и качество номер семь – это стрессоустойчивость. Естественно! Без неё никуда. Как бы это не было грустно, но нельзя выиграть все тендеры на свете. В конце концов конкуренты тоже не дремлют! К неудачам нужно быть готовым, воспринимать их в какой-то мере философски, уметь анализировать ошибки и делать правильные выводы. В противном случае такие вещи как раздражительность, агрессия, дергающийся глаз и воображаемые друзья вам обеспечены. Нужно всегда сохранять самообладание. В конце концов не ошибается тот, кто ничего не делает!
Должностные обязанности
Теперь пробежимся по должностным обязанностям специалиста по закупкам. И так хороший тендер-менеджер должен уметь:
- искать и анализировать коммерческие и государственные закупки;
- работать с заявками на участие в закупках по 223-ФЗ, 44-ФЗ;
- изучать тендерную документацию, а также выявлять и устранять нарушения со стороны заказчика;
- подавать запросы на разъяснение закупочной документации, взаимодействовать с заказчиком;
- взаимодействовать с государственными и надзорными органами;
- контролировать ход закупочной процедуры и отслеживать результат;
- регистрироваться на сайте ЕИС и получать аккредитацию на электронных площадках;
- оформлять электронную подпись и своевременно ее продлять;
- заниматься делопроизводством;
- осуществлять анализ и мониторинг итогов участия в закупках в части ведения отчетной документации;
- оценивать рентабельность и экономическую целесообразность участия в торгах;
- другие обязанности, вызванные спецификой той или иной отрасли, а также особенностями компании.
Ну вот примерно так… плюс-минус… совсем немного, правда?
Как им стать
Ну и теперь закономерный вопрос как же стать тендерным специалистом? В теории вам поможет наличие юридического образования, либо высшее экономическое по специальности «Государственное и муниципальное управление». Но нас же с вами интересует, как все это выглядит на практике! А на практике мы имеем два варианта. Первый подразумевает под собой следующую последовательность действий:
- изучить 44-й и 223-й федеральные законы;
- изучить электронные торговые площадки;
- прочитать десятки тысяч страниц конкурсной документации;
- и в конце концов просчитать пару сотен тендеров
Не самый быстрый, но часто встречающий способ.
Вариант номер два попроще! Необходимо устроиться на должность стажера в тендерный отдел какой-нибудь средней или крупной компании, которая занимается тендерным бизнесом. И там уже постепенно развиваться и вырасти в высококлассного спеца. Но здесь мы опять возвращаемся к юридическому и экономическому образованию, потому что в отсутствии такового вам будет существенно сложнее устроиться на должность стажера в тендерный отдел.
Резюме
Коллеги, что мы имеем в итоге!
Специалист по госзакупкам должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Что это значит?
- желательно иметь за своими плечами соответствующее образование с подтверждениями в виде сертификатов, дипломов и так далее;
- работа в сфере закупок должна вызывать у него неподдельный интерес, и сам он должен уметь заинтересовать собеседника, пользуясь собственными личностными качествами;
- разбираться в законах и иных актах, все время быть в курсе изменений, держать руку на пульсе;
- обладать харизмой и располагать к себе, быть энергичным, активным, уметь зажечь собеседника на долгосрочные партнерские взаимоотношения;
ставить глобальную цель и следовать ей, повышать профессиональный уровень.