Найти в Дзене
Евровидение СНГ

Драматичная история фестиваля «Festivali i Këngës»

Оглавление

Почти шестьдесят лет назад в городе Тирана стартовал музыкальный фестиваль «Festivali i Këngës». Это шоу будет продолжаться в течение десятилетий, через коммунизм, диктатуру, преследования и цензуру, прежде чем станет тем самым фестивалем, который любят и смотрят фанаты со всей Европы и не только.

На протяжении всей истории фестиваля использовались различные способы презентации, начиная с выступлений только на радио в первые несколько лет, живых выступлений и даже дуэтов с участием других певцов. Победителей по традиции выбирает жюри. Однако применялись и другие методы голосования, такие как телеголосование или региональное жюри. Благодаря долгой и сложной истории шоу мы можем увидеть, как вырос конкурс и превратился в фестиваль, который мы смотрим сейчас.

Как все начиналось?

Первый конкурс состоялся 21 декабря 1962 года. Победителем тогда стала Vaçe Zela с песней «Fëmija I parë». Её песня рассказывала о счастливой матери, которая была очень рада, что в ее жизни родился ребенок.

Кстати, Vaçe Zela является рекордсменом фестиваля «Festivali i Këngës» – целых 11 раз певица смогла одержать победу.
Кстати, Vaçe Zela является рекордсменом фестиваля «Festivali i Këngës» – целых 11 раз певица смогла одержать победу.

Тогда фестиваль был посвящен «light music» (жанр легкой классической музыки). В течение следующих нескольких лет фестиваль развивался, однако конкурс стал использоваться правящей коммунистической партией Албании в качестве инструмента для продвижения своих идеалов по всей стране, благодаря высокой популярности шоу.

Цензура в первые годы шоу была невероятно строгой, и многие песни были дисквалифицированы за несоответствие государственным стандартам. Коммунистическая партия также имела право решать исход конкурса: некоторые победы устраивались в политических целях, а не благодаря жюри, состоящему из профессионалов в области музыки.

Трагедия на фестивале

-3

Одиннадцатый фестиваль «Festivali i Këngës», который состоялся в декабре 1972 года, известен как самый печальный в истории шоу. Многие песни тогда были о социальных изменениях или о прогрессивных людях. Но такая музыка была сочтена слишком оптимистичной и западной для албанского диктатора - Энвера Ходжи.

После проведения фестиваля
власти отправились на поиски организаторов и участников, обвинив их в государственной измене. Албанский диктатор объявил их «врагами общества». Организаторов обвинили в том, что они угрожали населению аморальными аспектами песен и выступлений, а также в заговоре против правящего правительства, оказывая влияние на албанскую молодежь.

Директор фестиваля Майкл Луараси был приговорен к восьми годам тюремного заключения. Тоди Лубонжа, директор вещателя RTSH, получивший разрешение на проведение конкурса, также был арестован и заключен в тюрьму. Многие организаторы одиннадцатого конкурса были впоследствии казнены и убиты. Эти убийства стали примером для будущих организаторов шоу.

Развитие фестиваля

После одиннадцатого фестиваля цензура стала строже. Песни выбирались тщательнее, а их темы были связаны с развитием страны и правительства. Фестиваль страдал от этих ограничений более десяти лет - до 1984 года, когда умер диктатор Ходжа. В следующем году тексты песен изменились, а цензурные ограничения были ослаблены.

Песни о любви и песни о мотивации молодежи с годами становились все более популярными. Рок-группы произвели большое впечатление своим прорывом на албанскую музыкальную сцену. Руководство коммунистической партии осознало, что они больше не могут контролировать музыкальный фестиваль. Они поняли, что их дни подходят к концу, как и дни коммунизма в Восточной Европе в целом. Коммунистическое правление закончилось в Албании в 1992 году. Албания стала последней восточноевропейской страной, сделавшей это.

В 1990-е годы на сцене «Festivali i Këngës» повысилось качество и разнообразие песен. Выступления отразили переходный период страны. Песни об иммиграции и свободе становились все более популярными, а слово «Бог» (ранее считавшимся незаконным в Албании) впервые было спето на сцене конкурса. Албанские певцы, живущие за пределами страны, также начали выступать на шоу.

-4

Между 2000 и 2002 годами рейтинг «Festivali i Këngës» начал немного падать, так как публика полюбила два других более либеральных музыкальных фестиваля - «Top Fest» и «Kenga Magjike». Оба этих музыкальных фестиваля по сей день являются популярными событиями в Албании, и в них принимают участие конкурсанты «Евровидения». Аурела Гаче, Йонида Малики, Юлиана Паша и Энеда Тарифа выигрывали «Kënga Magjike», а Линда Халими и Эльхаида Дани побеждали на «Top Fest».

«Festivali i Këngës» и «Евровидение»

В конце 2003 года «Festivali i Këngës» вернул себе часть своей популярности, поскольку победитель конкурса получал путевку на всемирно известный международный песенный конкурс - «Евровидение».

Anjeza Shahini выиграла сорок второй фестиваль «Festivali i Këngës» и впоследствии заняла впечатляющее седьмое место на «Евровидении» в Стамбуле. Невероятный дебют страны на «Евровидении» вызвал международный интерес к фестивалю как к национальному отбору. Шоу привлекало больше зрителей в Албании и во всем мире, и с годами хэштеги, касающиеся конкурса, занимают самые популярные места в Твиттере во многих европейских странах.

«Festivali i Këngës» обычно является первым национальным отбором сезона «Евровидения», и его проведение обычно выпадает на неделю празднования католического Рождества, что побудило фанатов дать ему прозвище «FIKmas» (от аббревиатуры «Festivali i Këngës» и слова Christmas ).

А уже в этом году состоялся финал 59-го фестиваля «Festivali i Këngës», где Anxhela Peristeri с песней «Karma» одержала победу. Она же представит Албанию на конкурсе песни «Евровидение 2021».

Понравилась статья? Ставьте 👍, делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на наш канал. Также следите за обновлениями в наших соц.сетях: ВКонтакте и Instagram