Здравствуйте, дорогие читатели! Рад приветствовать вас на моем канале.
Прежде чем ответить на вопрос, заданный в заголовке (если на него возможно ответить), я расскажу, как на мою голову обрушился гнев разъяренных женщин.
Дернуло меня на одном из моих каналов дать шесть портретов Натальи Гончаровой, жены светоча русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
Портреты были недурны, а некоторые даже очень. Выше даем один из них. Вот с такой красавицей и познакомился поэт, что отражено в живописи.
Но, как известно, красавица Наталья Николаевна Гончарова была замужем за великим поэтом, погибшим на дуэли, только шесть лет.
А спустя 7 лет после убийства Пушкина на Черной речке Наталья Николаевна благополучно вышла замуж за генерала Ланского, родила генералу трех дочерей – а известную всему свету фамилию Пушкина сменила на Ланская.
История очень запутанная – до сих пор в ней не могут разобраться ученые мужи. Много лет прошло, но мучительные вопросы грызут нас до сих пор.
То, что Пушкина просто убили под видом дуэли, упорно пишут те, кто видит странности давнего поединка, когда пуля от выстрела поэта в Жоржа Дантеса якобы отскочила от пуговицы француза. Считают, что меткого стрелка Сильвио в повести «Выстрел» Александр Сергеевич писал с себя: он сам попадал в козырный туз из пистолета после многочисленных упражнений в стрельбе.
Вот как пишут исследователи о подробностях дуэли:
Еще современники подозревали, что у Дантеса под мундиром была кольчуга (одежду Дантеса перед дуэлью якобы не стали осматривать, хотя Пушкина тщательно ощупали ). Можно предположить, что в пушкинское время «бронежилеты» (то бишь кольчуги) были хуже нынешних – отсюда и ушиб ребер Дантеса. А значит, по этой версии, не дуэль была, а предумышленное убийство.
Но Дантеса, лихого француза, приударившего за женой поэта Натальей Гончаровой, никто бы в России не стал защищать с великой страстностью.
Иное дело Наталью Гончарову. Автор текста к ее портретам имел неосторожность процитировать лекцию профессора-филолога Р. Г. Назирова: тот однажды в кругу журналистов изложил известные ему факты о Пушкине и Гончаровой и сделал вывод, что красавица Наталья поэта не любила – а в его гибели виновата, поскольку ухаживания Дантеса принимала.
Что и привело к гибели Пушкина на странной дуэли, где его пуля «отскочила от пуговицы Дантеса», а пуля Дантеса лишила Россию Пушкина. («Не мог понять в сей миг кровавый, На что́ он руку поднимал!», – напишет об этом другой поэт, М. Ю. Лермонтов).
Повторяю, что высказал я, давая портреты Натальи Гончаровой, не свое утверждение или убеждение, а просто процитировал профессора-филолога, на лекции которого я сам присутствовал и записывал ее на диктофон.
Но, как говорят, где два филолога или историка, там три мнения. Даже не три, а 103!
И что тут поднялось в комментариях к довольно небольшому посту о портретах Наталии Гончаровой – а их было более тысячи! Копья ломались со всех сторон. Автора поста стыли и корили: «Да как вы смеете, да кто вы такой!». «Наталья Николаевна редкой душевной чистоты и кротости человек», «она Ангел небесный», «целомудренная женщина, верная жена, заботливая мать» и т. д.
Словом, не трогайте ту, что была ЕГО МАДОННОЙ.
Защитников Натальи Гончаровой и ее полной невиновности в гибели поэта (что пошел на смерть без бронежилета) было, наверное, больше, чем защитников иной средневековой крепости.
Крепкие слова в свой адрес от поклонников Натальи Николаевны, ее ревнителей, фанатов и адвокатов я опускаю. Утешает то, что они заодно разгромили поэтесс Ахматову с Цветаевой, обвинявших Натали в гибели поэта.
А заодно и Пушкину в комментариях осталось: сам ревнивец, скандалист и задира, к тому же повеса и картежник, долгов понаделал. Дескать, сам бабник, а жену-красавицу ревновал, потому что на фоне ее смотрелся плюгавым карликом (был на 20 см ниже ростом)...
(А фантазеры в комментариях сообщали: «Пушкин не погиб на дуэли, а бежал из России во Францию, где продолжил жизнь под именем Александр Дюма, а французские портреты его "под Дюма" заставлял художников искажать, чтобы его не опознали»).
К несчастью, в прочитанной в 90-е годы перед нами лекции профессор Р. Г. Назиров озвучил мнение некоторых современников А. С. Пушкина, что Гончарова была тайной фавориткой царя Николая I – и самодержец, зная свою красивую посадку на коне, ежедневно скакал мимо ее окон... А после смерти поэта царь оплатил долги убитого поэта, позаботился о его детях, а вдову Наталию Николаевну выдал замуж за генерала Ланского... И даже был крестным отцом ребенка Натальи Николаевны Гончаровой...
Естественно, что против такой версии поднялся легион почитателей Ланской-Пушкиной-Гончаровой, утверждавших, что ничего подобного не было и не могло быть: не надо очернять светлый образ Натали!
Хотя нашлись и читатели, которые отослали почитателей к трудам академика Петракова и написали, что в манере царя Николая I было так пристраивать фавориток, за что новый муж Натальи Николаевны Ланской получил продвижение по службе и прочее-прочее-прочее.
Удивительно, но откуда-то нашлось огромное количество пушкинистов и знатоков биографии поэта и его жены, которые ссылались на записки Раевского, Вересаева, Жуковского, мемуары Смирновой-Россет, советовали автору читать книги Серены Витале «Пушкин в западне», Вадима Старка «Наталья Гончарова», труды Ларисы Черкашиной, Натана Эйдельмана – словом, погрузиться лет на 5-6 в изучение мемуаров.
Подытоживая это «короткое» вступление к живописи о Пушкине и Натали Гончаровой, автор устраняется от какой-либо из версий – пусть небо рассудит спорщиков.
Но вот что интересно: когда удалось собрать для этого поста коллекцию картин и рисунков о Пушкине, то стало очевидно: и художники пушкинских и последующих времен – вплоть до наших дней – в своих картинах проводят собственное «расследование» обстоятельств женитьбы поэта на Наталье Гончаровой и виновных в гибели Пушкина.
И явственно в этой живописи вырисовывается «любовный треугольник»: Пушкин, его жена и Дантес – причем в ряде картин добавляется и Государь Николай I, что превращает сюжеты картин либо в новый «треугольник», либо в «четырехугольник».
Выяснилось, что «следствие ведут далеко не колобки», а прозорливые душеведы, душелюбы и психологи любовных отношений – Бог Искусств дал им зоркий глаз в глубине их сердец и на острие кисти.
Тут автор вообще открещивается от всяких оценок, чтобы в очередной раз не «быть биту». И все оценки оставляет читателям. Наверное, среди них тоже найдутся искусствоведы, литературоведы и пушкинисты. Флаг им в руки!
Друзья, подписывайтесь на мой канал.