Несмотря на то, что soft skills не связаны с какой-либо определенной специальностью, они во многом определяют профессиональный и личностный рост. Давайте разберемся, какие навыки считаются «мягкими» и «гибкими», почему они являются трендом 2020 года, и самое главное — как их прокачать, чтобы стать завидным сотрудником.
Что такое soft skills и hard skills?
Soft skills представляют собой комплекс непрофессиональных навыков, которые тесно связаны с личностными и социальными качествами, а также менеджерскими способностями. Мы говорим об ответственности, самодисциплине, скорости адаптации, умении работать в команде, критическом мышлении, управлении временем и так далее. Soft skills отвечают за активное участие в рабочем процессе, обеспечивают высокую производительность и относятся к категории сквозных — не относящихся к определенной сфере деятельности.
Впервые о них упомянули докладчики на Всемирном экономическом форуме 2016 года, который состоялся в швейцарском городе Давосе. На нем были перечислены основные умения, которые будут актуальными через несколько лет. В частности, в списке значились коммуникация, критическое мышление, эмоциональный интеллект и др. И действительно, в 2020 году эти навыки стали настоящим трендом. Странным является тот факт, что о возрастании популярности soft skills знали еще несколько лет назад, но большинство людей не понимают, как их развивать, чтобы стать востребованным сотрудником.
Некоторые считают, что эти умения даны от рождения, поэтому их нельзя прокачать. Но это утверждение ложное. Улучшить мягкие навыки может любой человек, вне зависимости от личностных качеств. Кому-то будет проще, кому-то сложнее, однако абсолютно любой человек при помощи книг, корпоративных программ подготовки, курсов, тренингов, коуч-программ сможет прокачать soft skills.
Этому понятию часто противопоставляют другое — «жесткие навыки». Они представляют собой знания, умения и навыки, которые являются индивидуальными для определенной профессии. Так, программист должен знать языки программирования, строитель — уметь составлять чертежи, юрист — знать действующее законодательство и уметь его применять.
Однозначного ответа на вопрос, какие навыки работодатели ценят больше, на данный момент нет. Соотношение «жестких» и «гибких» умений непосредственно зависит от требований работодателя. Например, руководитель HR- и PR-отделов в AIC Лиана Григорян говорит, что при подборе сотрудников она больше ценит soft skills, так как они важнее некоторых профессиональных умений. В сети отелей Ribas Hotels Group придерживаются такого же мнения, но лишь в том случае, если речь идет о сотрудниках, претендующих на руководящие должности. Что касается линейного персонала, то 80% навыков кандидатов должны составлять hard skills и только 20% — soft skills. Но гендиректор Артур Лупашко делает акцент на том, что такой подход совершенно не означает, что, например, повар не должен развиваться как личность.
- Классификация
Предприниматель, бизнес-тренер, основатель «SBA University» Владислав Шипилов предоставляет следующую классификацию гибких навыков:
1. Базовые коммуникативные навыки — помогают выстраивать отношения с людьми, поддерживать разговор, быстро находить выход из критических ситуаций при общении с окружающими. К ним относятся: самопрезентация, убеждение и аргументация своей позиции, умение слушать, нацеленность на результат, работа в команде, базовые навыки продаж и так далее.
2. Навыки self-менеджмента — позволяют эффективно планировать свое время, контролировать состояние, выстраивать рабочие процессы. Они включают в себя: управление своими эмоциями, стрессом, развитием, планирование и целеполагание, тайм-менеджмент, грамотное использование фидбэков и пр.
3. Навыки мышления — грамотное управление различными процессами в голове, которые помогают сделать личную и рабочую составляющие своей жизни более системными. Речь идет о креативном, проектном мышлении, а также о принятии решений, поиске и анализе необходимой информации.
4. Управленческие навыки — требуются на этапе, когда человек становится предпринимателем или руководителем какого-либо бизнес-процесса. В этом случае он остро нуждается в умении планировать, ставить задачи перед сотрудниками, контролировать их реализацию, вести совещания, наставлять, мотивировать, делегировать свои обязанности.
Какие навыки являются самыми важными?
О том, какие мягкие навыки являются наиболее актуальными и как их развивать, рассказывает Виктория Снежкова, руководитель направления Soft Skills в Нетологии — компании, которая специализируется на онлайн-образовании полного цикла.
Коммуникация
В современном деловом мире руководители очень ценят активных сотрудников, которые умеют грамотно формулировать мысли, четко аргументировать свою позицию, имеют навыки эффективного общения.
Как развивать:
Самым простым способом является общение с коллегами, участие в работе клуба по интересам. Можно также записаться на курсы, начать ходить в спортзал на групповые тренировки, в общем — уделять больше времени коммуникации с людьми. Если вы работаете на удаленной основе, воспользуйтесь помощью программы Zoom — платформы для организации аудио- и видеоконференций. Придумайте тему для разговора, обсудите рабочие или личные моменты. Постарайтесь освоить технику активного слушания: повторяйте последние слова собеседника с уточняющей интонацией, высказывайте предположения о причинах такой позиции оппонента в диалоге, подводите краткий итог услышанного.
Эмоциональный интеллект
Это способность распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать чувства, намерения и мотивацию людей. По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, ЭИ — это умение правильно истолковывать сложившуюся ситуацию, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.
Как развивать:
Попробуйте проговаривать и записывать свою эмоциональную реакцию на события каждого дня, свои действия и поступки окружающих. Анализировать чувства поможет дневник эмоций. Через несколько недель вы сможете проследить, какие негативные эмоции испытываете чаще всего, и найти метод их нейтрализации.
Критическое мышление
Подобное мышление защищает от поспешных решений и необдуманных поступков. Человек, обладающий подобным навыком, может анализировать информацию, определять логические ошибки и делать правильные выводы.
Как развивать:
Существует большое количество социальных программ, а также тематических роликов, которые помогают в обучении soft-skills. Также вы можете воспользоваться методикой 5W1H, чтобы оценить полноту ваших данных. Для этого нужно найти ответ на шесть вопросов: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? Метод полезен при анализе проблемы, нахождении новых, более эффективных решений.