Организация, коллектив – естественный продукт эволюции: люди намного более эффективно действуют вместе, это самая эффективная стратегия выживания. Живые системы всегда стремились к объединению, кооперации вокруг общего результата деятельности.
Объединение такого рода приводит к появлению метасвойств – эмерджентных свойств, придающих системе уникальные творческие характеристики. То, что человек может сделать один, будет сильно отличаться от того, что может сделать группа людей.
Устойчивая кооперация приводит к формированию структур, которые называются организациями. Организации имеют свою культуру, свои метасвойства, которые воспроизводятся несмотря на смену участников этой организации.
Любая организация – это естественное продолжение эволюционного процесса, и любую организацию можно рассматривать как живую систему вне зависимости от ее формы – это может быть и транснациональная корпорация, и группа из нескольких человек, и орган власти, и любое сообщество, и даже семья – потому что от семи участников в системе начинается эволюционная динамика.
У каждой системы есть циклы существования: она может распадаться, достигнув результата деятельности, может воспроизводиться время от времени, может сохраняться, циклично воспроизводя результат деятельности.
У человека есть уникальная способность создавать огромные организации, у остальных животных эта функция значительно меньше развита. Плотность коммуникации, которая происходит между элементами системы, достаточна, чтобы вместить в себя все лучшие характеристики системы и поддерживать общее информационное пространство, позволяя участникам коммуникации делиться между собой информацией.
С появлением горизонтальных технологий передачи информации мир стал стремительно меняться: от централизованной иерархии мы переходим к дистрибутированным сетям, сетевым сообществам. Мир подходит к сетевой революции – объединению людей в такие сообщества, где главными становятся принципы коммуникации, содействия для достижения результата, и это меняет облик организаций.
Чтобы организация пришла к общему результату деятельности, требуется максимально точный и адекватный обмен информацией. И если информационный канал работает недостаточно хорошо, нужно его налаживать или менять.
Это касается и деятельности внутри организма, и деятельности на уровне социальных систем и организаций – это физиологический закон. Если связи теряются, распадаются, организация теряет способность прийти к общему результату деятельности.
Последствия нездоровых коммуникаций для организаций:
- Недостаток самостоятельности, инициативы и ответственности
- Пессимизм и усталость, режим энергосбережения у сотрудников
- Низкая результативность компании, отделов
- Недоверие и очевидные конфликты, стресс, функционирование в авральном режиме
- Долгое принятие и плохое исполнение решений
- Низкая договороспособность между сотрудниками и отделами
- Текучка кадров и высокие затраты на привлечение новых сотрудников
- Неэффективные совещания и искажения при передаче информации
- Нездоровая конкуренция в команде
- Необходимость в постоянном контроле и внешней мотивации
- Низкая лояльность сотрудников
Нездоровые коммуникации негативно сказываются на всех уровнях – от них страдает и собственник, который в данном случае не имеет реального контроля над процессами, и сотрудники, работающие в авральном режиме без четкого понимания стратегии, и клиенты, которые в результате получают сервис низкого качества.
Все проблемы так или иначе связаны с коммуникациями – и на индивидуальном уровне, и на уровне организации. Проблемы возникают из-за разных взглядов на реальность, привязанности к своим образам и убеждениям, эмоциональных блоков, проекций, все это приводит к негативным циклам. Тогда требуется терапия коммуникаций.
В качестве инструмента, который поможет наладить коммуникации в системе, может использоваться Открытый диалог – метод, работающий по принципам функциональных живых систем. Природа показывает нам, что есть возможность создать систему с принципом эффективно распределенной коммуникации, мы знаем этому массу примеров. Организации, внедряющие этот подход, продолжают эволюционное развитие систем, за ними будущее. Использование Открытого диалога в организации позволяет сделать ее очень устойчивой, стабильной и эффективной, а также максимально конкурентноспособной в отношении конечного результата деятельности.
Очень важно увидеть, как другой человек воспринимает мир, но чтобы на самом деле это увидеть, нужно развивать сочувствие, сопереживание, эмоциональный интеллект. Когда люди начинают сопереживать, делиться своими чувствами и работать с ними, появляется способность видеть мир глазами другого, подключаться к общим целям, содействовать и достигать общих результатов деятельности.
В качестве примера можно привести нашу работу по внедрению Открытого диалога в компании «Таграс-Ремсервис» в начале 2010-х годов. Вот отзыв генерального директора компании А.Закирова: «Люди поднялись на новый уровень продуктивного общения, доверия, сверки целей, конструктивного обсуждения в решении вопросов, отношения к жизни, собственного здоровья, – мы высвободили внутренние ресурсы для достижения целей и получили колоссальный результат (конечно, не только за счет работы с ШОД, но в целом) – в момент выхода из состава Татнефти объем работ был 6 миллиардов рублей, сегодня мы зарабатываем порядка 14 миллиардов рублей, если 3 года назад 95% заказов были из Татнефти, сегодня мы 37% зарабатываем вне Татнефти и Татарстана».