Традиционно принято отождествлять Илью Ефимовича Репина и русский реализм, в рамках которого художник создал эпическое изображение российской действительности (смотри, "Бурлаков на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Ивана Грозного", "Не ждали", "Запорожцев").
Но существуют и ДРУГИЕ КАРТИНЫ художника, те, что не у всех на слуху. И В НИХ РЕПИН БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО РЕАЛИСТ, когда живописно-колористические задачи приносятся в жертву "правде жизни".
В них он - МАСТЕР, ЧУТКО РЕАГИРУЮЩИЙ на формальные изменения в искусстве его времени, чутко, но не радикально и не изменяя себе. В них он ЖИВОПИСЕЦ, не отягощенный литературщиной.
С чего вдруг мэтр Передвижников перешел на Темную Сторону Силы?
Потому что МИР на глазах радикальным образом МЕНЯЛСЯ (читай, переворачивался, в корне меняя траекторию) и Репин прекрасно понимал, что ни "Запорожцев", ни "Бурлаков" более быть не может.
НАДО ГОВОРИТЬ НА ДРУГОМ ЯЗЫКЕ. И Репин пытается.
Конечно, его радикальные опыты совсем не радикальны для 1920-х годов ХХ столетия, когда уже во весь голос оттрубела первая волна авангарда, шум барабанной дроби беспредметников постепенно сходит на нет, начинает играть флейта новой социалистической живописи.
Остановлюсь на 2-х работах:
1️⃣ "Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона" (1877–1924).
Картина, которая производит впечатление урагана, даже взрыва: холст перегружен краской так, словно художник в порыве неистовства задался целью сделать из картины ЦВЕТНОЙ БАРЕЛЬЕФ, да еще и позолоченный.
А теперь внимательно - в "Явленной иконе" изображен не столько "ход", сколько остановка: возник спор, кому нести икону, ее пытаются перехватить, одни отталкивают соперников за плечи, другие пытаются растолкать люд и приблизится к иконе.
Но в 1924 году Репин переписал эту работу в соответствии со своими тогдашними представлениями о живописи: ПРОСТАЯ ЗАМИНКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ ПОЧТИ ЧТО В МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ (конечно, зная Репина и его социально ангажированную живопись, невольно возникают ассоциации с событиями, недавно бывшими в России и в корне изменившими мироустройство страны).
Агрессивная яркость цвета и открытость лихорадочно наложенных мазков обостряют эти ощущения.
2️⃣ "Гопак. Танец запорожских казаков" (1926–1930).
Это ПОСЛЕДНЯЯ картина художника.
В ней Репин создает красочный ХАОС - без оглядки художник погрузил на холст алые, золотые, сиреневые пигменты, вдобавок, выстроил композицию так, что непонятно, где земля, где небо, обрезав фигуру прыгающего через костер казака так, как это бывает при фото- или киносъемке.
Идеи чистого искусства, гегемонии цвета, фактуры, мазка, были воплощены Репиным на столько, на сколько РУССКИЙ ХУДОЖНИК-ПЕРЕДВИЖНИК второй половины XIX ВЕКА МОГ ЭТО СДЕЛАТЬ.
Подчеркну: художник-передвижник (читай, задачи, которым Репин посвятил все свое творчество принципиально иные - писать правду, сродни газетной сводке. Сухо, скучно, дотошно, театрально).
Здесь перед нами возникает РЕПИН-КОЛОРИСТ, обостренно драматичный композитор цвета.
Конечно, неизвестно, как выглядела бы картина по итогу, ибо она не окончена. Но этот довольно консервативный муж из принципиально иной творческой тусовки ПЫТАЛСЯ ГОВОРИТЬ ЯЗЫКОМ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Да, поздновато.
Да, довольно эстетически выверенно.
Да, с конкретным характером (казак в красном зипуне).
Но зато как по-импрессионистски неистово, дико, легко и вольно.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм