Все родители хотят, чтобы ребенок сам убирал за собой игрушки. Мечтают о том, чтобы спокойно ходить по полу, не боясь наступить на деталь конструктора или мозаики. Не хотят садиться на диван, ощущая хруст ломающейся машинки или чувствуя боль.
Но не достаточно просто сказать: «Убери свои игрушки». Для начала предстоит проделать подготовительную работу, чтобы научить малыша раскладывать все по местам (ну или хотя бы пытаться это сделать).
Что же можно сказать ребенку, чтобы сделать шаг навстречу порядку?
Сначала придется показывать пример крохе. Он должен видеть, что мама (и папа, конечно же, тоже) убирает машинки-кубики с пола, кладет их в коробки и ящики. Нужно, чтобы малыш понял, что у каждой куклы, машинки и даже бусины есть свое место.
И плюсы, ему необходимо знать о плюсах уборки:
- если игрушки не будут разбросаны по всему дому, их гораздо проще найти, в беспорядке ничего невозможно отыскать;
- а как удобно, когда ничего не путается под ногами, можно и побегать, и покатать мяч, и построить железную дорогу;
- какой красивой становится комната, когда все мишки и вагончики спрятались по коробочкам.
Конечно, вряд ли ребенок будет после каждой игры оставлять идеальный порядок. Но можно взять за правило прибираться перед сном. Превратить это в часть ритуала, помогающего готовиться к отдыху.
Так, кроха начинает раскладывать игрушки, отправляя их спать, желая им спокойной ночи. Он уже и сам настраивается на сон, успокаивается, понимает, что скоро отправится в постель. Когда действия повторяются, кроха каждый день уже сам знает, что его ждет дальше, то он и засыпает гораздо быстрее.
Убирать игрушки можно наперегонки.
У мамы своя коробка, а у малыша своя. И неважно, что где лежит, главное, быстрее наполнить емкость. Или мама собирает машинки, а малыш хватается за мягкие игрушки. И опять же, кто быстрее управится со своей задачей.
Или еще вариант уборки через игру – сделать себе помощника или нафантазировать его.
Например, это не просто крышка от коробки, она волшебная. Она может летать, перенося игрушки на место. Правда, чем их больше, тем ей тяжелее и летит она медленнее. Для реалистичности можно приделать крылья или просто нарисовать их.
И нужно помнить, что многие дети любят все сортировать. Поэтому уместно сделать для каждого вида игрушек свой дом.
В этой коробке лежит транспорт и есть соответствующая наклейка с машинкой, там кубики и свое обозначение, а здесь конструктор с наклеенным кирпичиком.
И конечно, ребенку не нужны все игрушке здесь и сейчас. Правда он этого не знает и уверен, что успеет уделить время каждой. Но тут надо поучаствовать родителям, припрятав часть сокровищ, убрав их из поля зрения малыша.
Через некоторое время можно заменить игрушки, достав скрытую коробку, а на ее место убрать другие машинки-кубики-пазлы-пирамидки.
Нельзя забывать хвалить малыша за проделанную работу. И не просто бросать дежурное «Молодец», а объяснять, что именно он сделал хорошо.
Например:
- так красиво разложил вещи, что теперь все время хочется находиться в его комнате;
- так быстро убрался, что получится подольше погулять;
- так здорово придумал поставить машинки, их все видно и можно достать любую, не переворачивая все.
О том, почему лучше не говорить ребенку, что он молодец, можно прочитать здесь.
И никогда уборка не должна превращаться в наказание.
Если с ней будут связаны негативные ассоциации, логично, что малыш возненавидит занятие. Поэтому не стоит заявлять, что ребенок не посмотрит мультики, пока не уберется или получит десерт только в том случае, если в комнате будет идеальный порядок.