Найти тему
Parnas on-line gallery

Прощай: терзающая драма Гийу.

Оглавление

Прощай!  Альфред Гийу. 1892
Прощай! Альфред Гийу. 1892

Французский художник Альфред Гийу был не только живописцем, но и рыбаком – это читается во многих его морских сюжетах.

Речная и морская гладь часто появляется в произведениях Гийу, но в его знаменитом шедевре под названием «Прощай» центром повествования служит загадочная драма.

«Прощай» (или в другом варианте перевода «До свидания») повествует о трагическом кораблекрушении, случившемся с небольшой лодкой. Морская пучина разметала останки судна, вскоре она поглотит и людей, хотя один из персонажей картины и так уже мертв.

А.Гийу. Прибытие помилования Святой Анны в Конкарно
А.Гийу. Прибытие помилования Святой Анны в Конкарно

Гийу не раскрыл никому посыл этой своей работы, о смысле сюжета, его предыстории можно только догадываться. Как ни странно, самая распространенная версия гласит о несчастной любви и супружеской измене и суть ее такова: мужчина уличил любимую в неверности, под неизвестным предлогом вывез ее на морскую прогулку, где задумал утопить. Но что-то пошло не так – девушка сама бросилась в морскую пучину.

А. Гийу. Автопортрет в интерьере
А. Гийу. Автопортрет в интерьере

Такой вариант сюжета странен, ведь даже невооруженным взглядом понятно, что на картине нет женщины, это два мужчины разного возраста, возможно, отец и сын.

Эта версия более реалистична: вглядитесь, стройная юношеская спина, никакого намека на грудь, короткая стрижка (нетипичная для женщины даже в конце 19 века), без сомнения, рыбак прощается не с девушкой и возлюбленной, а с сыном, погибшем на морской прогулке.

Прощай!  Альфред Гийу. 1892, фрагмент
Прощай! Альфред Гийу. 1892, фрагмент

Обстоятельства смерти тоже неизвестны, возможно, герои что-то не поделили во время выхода в море, и драма вообще имеет криминальный характер. А возможно, путники просто не заметили собирающегося шторма. Хотя для опытных мореходов и это должно быть странно. Но в таком случае, картина окрашивается мраком неожиданной потери.

Он шепчет «прощай», отпуская уже безжизненное тело, словно жертву морскому дьяволу. В этом жесте столько отчаяния, столько ужаса и боли, что всматриваться в картину становится все тяжелее.
Прощай!  Альфред Гийу. 1892, фрагмент
Прощай! Альфред Гийу. 1892, фрагмент

Лодка или ее обломок в данном случае служит метафорой: мужчина и мальчик разделены, теперь они по разные стороны метафизического бытия, смерть разделила их, забрав юношу с собой. Отцу остается смириться с потерей, если это возможно. Ведь он понимает, что не в силах даже забрать тело, ему самому еще предстоит бороться за собственную жизнь, ведь противостояние человека и стихии еще не окончено.

Трогательный сюжет Гийу не оставляет равнодушным ни одного зрителя. А какие ассоциации с сюжетом возникли у вас? Какая из теорий кажется более убедительной? Делитесь мнением в комментариях и подписывайтесь на наш канал.