Совсем другим мы привыкли видеть искусство знаменитого Пименова – автора ярких и позитивных произведений о советской столице. Страшный военный сюжет с отголоском европейского экспрессионизма стоит особняком в его творчестве.
Юрий Пименов был невероятно плодовитым автором, оставившим после себя большое культурное наследие. Живопись, графика, театральное оформление стало его частью.
Бытовые сюжеты Пименова знакомы многим, а вот картина «Инвалиды войны» ассоциируется с ним не сразу. На самом деле, даже в ХХ века тема Первой мировой войны являлась травмирующей, а произведения по ней куда менее вдохновляющими, чем по Второй мировой войне.
Для западного мира та война стала отдельным ужасом, на тему которого в культуре рефлексируют до сих пор и гораздо чаще, чем о событиях последующих конфликтов. Ведь она и была - первой в своей масштабности и разрушительности, мировой – по охвату, впервые за известную историю человечества.
Работа «Инвалиды войны» написала в 1926 году, она послужила отголоском событий, воспоминания о которых были свежи в сознании наций. На тот момент Пименов – молодой и впечатлительный 23-летний художник, хорошо понимающий ужас свершившейся трагедии.
В мировой культуре война такого масштаба стала поворотным этапом, с которым связано появление новой философии, эстетики, взглядов на исторический процесс и достижения человечества. Вера в религию была подорвана, человек столкнулся с кошмаром, о котором до той поры не подозревал – оружия массового поражения, от которого не спасает ни вера, ни статус.
Солдаты-инвалиды на картине Пименова – это образ мирового солдата вообще, символ человека, сломленного, напуганного и покалеченного. Физические уродства (а в картине они утрированы довольно сильно) лишь отражают его внутренние раны.
Зритель понимает, что такие травмы не совместимы с жизнью, облик солдат пугает, он ужасен в своей выразительности, они почти не похожи на людей. Как зомби, они волокут свои измученные тела навстречу смотрящему по кровавой земле, на фоне черного неба.
Не самые приятные ассоциации возникают при просмотре этого произведения. В этом и есть его смысл. Всеми возможными средствами выразительности, Пименов показывает, что повторения трагедии нельзя допустить – слишком страшны последствия.
За выразительный язык, «Инвалидов войны» называют русским «криком», соотнося картину Пименова с экспрессионистским шедевром Эдварда Мунка. Это художественное течение было весьма популярно в первые десятилетия ХХ века, и некая схожесть настроения у двух картин, несомненно, есть.