ВОЙНА ЭВАКУАЦИЯ
Во второй половине октября 1941 года вышло постановление правительства об эвакуации столицы СССР. Моя бабушка, как и все советские люди, не хотела покидать дом, но указу правительства сопротивляться невозможно. Дед, который в это время работал техноруком фабрикии и всё время мотался по командировкам, сразу был переведён на военное положение, как и всё его предприятие. А военное положение, это положение, при котором приказы не обсуждаются, а только выполняются. За невыполнение - расстрел.
Вот моя бабуля и начала собирать своих троих детей в дорогу. Определили им ехать в Уфу - точки эвакуации выбырали не сами люди, а военкоматы. Двое детей уже взрослые, один из них - моя мама (третий совсем малой), по рассказам бабушки, неделями пропадали на заводе и вытачивали снаряды на токарных станках. Неделями потому, что их просто не выпускали с завода. Маме подставляли деревянный ящик под ноги - не доставала до рабочей части. Отработав какие-то положенные часы, они спали кто где мог найти место, иногда просто под станком. Это мне уже мама сама рассказывала. Вобщем всё то, что мы когда-то читали про подростков за токарными станками в начале войны и которым подставляли деревянные ящики под ноги, чтобы доставали до шпинделей и бабок, - оказалось про наших родителей.
Продолжалось это не долго, т.к. надо было эвакуироваться - это тоже приказ. За несколько дней до даты отправления старший сын пропал. Было тогда такое поветрие. и молодые ребята убегали на фронт. Убегали из патриотизма и ещё потому, что были категории молодёжи, которых на фронт не брали, до поры - до времени. Вот и моего дядьку не взяли - через месяц он должен был закончить школу ФЗО (фабрично-звадское обучение) и стать настоящим фрезеровщиком или токарем (точнее не знаю). Некоторое время они (групка пацанов) где-то пропадали, но в конце концов его сняла милиция с поезда, долго проверяли по фамилии, документам в разных милицейских и военных инстанциях.
На фронт он конечно не попал, вернули его родителям. Бабушка позднее рассказывала: привели голодного, грязного, вшивого, без карточек, без документов - всё украли и всё потом пришлось восстанавливать ценой больших усилий. Тут же она всю одежду с него бросила в печку, голову и всё остальное налысо, потом мыться и натираться керосином. только им тогда боролись со вшами. Пока суть да дело, бабушка с детьми уже в Уфе. Расселяли всех эвауированных по квартирам тоже в приказном порядке по законам военного времени. Поэтому соседей себе никто не выбирал. Конечно мои старики мемуаров не писали, да и вспоминали о тех временах обрывками, и то только тогда, когда мы (внуки) спрашивали. А спрашивали мы, к моему стыду очень редко. Выживали в эвакуации люди кто как мог. Собственно тогда все так выживали. Кто-то устраивался на работу на эвакуированные заводы, кто-то в колхозы. Но зарплату там почти не платили: во-первых зарплаты были самые-самые минимальные (тогда вообще были такие зарплаты), плюс законы военные; во-вторых всех работающих людей во время войны заставляли подписываться на облигации специального военного займа.
По этому положению каждый человек должен был выкупить за год таких облигаций на 2 - 4 месячные зарплаты - ОБЯЗАТЕЛЬНО. Всё это называлось помощь фронту, помимо почти бесплатной работы. Война. Всё для фронта - всё для победы. Но люди должны что-то ЕСТЬ. Есть для того, чтобы выжить. Долгие годы после войны люди дожидались возврата обещанных денег. Дожидались до тех пор, пока эти облигации не перекочевали к нам в игрушки в качестве денег при игре в магазин. Вобщем пропали деньги.
И в этой ситуации мою семью очень выручила швейная машина ЗИНГЕР, которую они взяли с собой. Машина та жила у бабушки и деда столько, сколько жили они сами. Тот Зингер был ножной со столом, на чугунной станине, старинная, и даже мы, их внуки, когда на свет появились и чуть подросли, сидели под ней на педали и рулили маховым колесом. Я потом спрашивал у бабушки: - "А как же вы её такую большую и тяжелую брали с собой и кто её таскал?" Бабушкка совершенно серьёзно отвечала, что брали не всю машину, а только головку. А уж там, на месте как-то пристраивали, и эта старая швейная машина помогала выжить всей семье. Считай кормилицей была. Шло время, настала пора собираться обратно домой. Ехали долго - пасажирские поезда не ходили, только товарняки - теплушки, расписаний никаких, в поезд пускали только по ордеру какого-либо ведомства - эвакуированных по ордеру военкомата. Товарные составы охраняли вооруженные солдаты, как во всех военных фильмах. И двигались те поезда только тогда, когда пути были свободны от военных составов. Поэтому ехали месяцами, в основном ночью.
Вернулись в Москву - новые беды и тяжбы. Проверить и оформить все полагающиеся документы, это почти стена непробиваемая - бюрократия родилась не сегодня, а процветали и тогда. Моей маме надо было восстанавливаться в техникуме, а её брату, тому что на фронт сбегал, восстанавливать украденые документы. В Уфе взамен утраченных выдали только справки, и то все данные были записаны "СО СЛОВ ЗАЯВИТЕЛЯ" - была такая формулировка. А без документов нельзя продуктовые карточки получить, на работу тоже не устроишься и т.д. Плюс ко всем бедам их две комнаты в коммуналке в Марьиной роще оказались занятыми каким-то военным. Выселить его не так-то просто, он тоже вселился по чьему-то направлению или какому-то другому документу. Пришлось с ним судиться, признавать те его жировки недействительными, вобщем выселять. А это за один день не делается, да и за месяц тоже не получается. Вот и мыкались люди ещё чуть ли не год после возвращения, пока как-то всё не встало на свои места и не приходило в норму, если, конечно, всю эту суматоху и неразбериху можно было назвать нормой. Хотя о какой норме речь, если война в разгаре. Бабушка и дед никогда не жаловались "ах как им было тяжело". Так жила тогда вся страна и боролась с фашизмом в Европе.
Конец войне - огромная радость и гордость за СССР. Но потом ещё на несколько лет всей стране пришлось "ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА" пока появилось оружие, способное дать достойный ответ тем, кому нетерпелось продолжить уничтожение Европы и СССР. Но это совсем другая история.
19.12.2020. Москва Советская Yandex Zen До встречи.