Найти тему
От Байкала до Амура...

А ты, мальчик, хоть представляешь, что такое железная дорога

Многие ветераны БАМа – талантливые, неординарные люди. Например, недавно, благодаря каналу, познакомилась с Владимиром Графовым. Он отправил мне эту зарисовку, объяснив, что в 80-ых годах был внештатным корреспондентом «Северного Байкала», сотрудничал с Забайкальской газетой «Борзя – Вести».

«Балуюсь стихоплетением, но больше для души», — написал Владимир. Год назад он перебрался из Сибири в Закарпатье, в город Мукачево. Знакомимся с творчеством Владимира Графова. Псевдоним его Градов. Может, кто-то из бамовцев помнит его?

«История эта началась давно - еще в прошлом веке. Впрочем, как и сама жизнь одного тогда ещё очень молодого человека.

Просто родился он в пятидесятых годах, а точнее в 1955.

Простой мальчишка- очкарик, про такого сейчас бы сказали снисходительно «ботаник». Звёзд с неба не хватал, но учился легко, любил читать и мечтать.

Здоровьем да силою, правда, не мог похвастаться. Одним словом, ботаник, трезво оценивающий свои способности. Но мечталось ему! О, как мечталось!!!

«Вот окончу школу, и начну новую жизнь», - думал он.

И жизнь началась. Но какая-то не такая, не книжная.

По здоровью ему была открыта дорога только в гуманитарные вузы, в один из которых он успешно провалился, причем на самом любимом предмете - математике. Мальчишка пережил настоящий шок!

И тут посыпалось - по этому же чертовому здоровью получил отсрочку от армии (а в 70-х годах парень, не отдавший долг Отечеству в рядах советской армии, считался второсортным!) А тут ещё спустя некоторое время первая любовь вышла замуж за одноклассника, поступившего в лётное училище!

Ко́роче - рожденный ползать - уйди с взлетной полосы.

А душа всё просит чего-то.

В один из вечеров, листая «Юность", он вдруг наткнулся на небольшую статью о ребятах - нефтяниках с Самотлора! Обычные парни уже вершат историю!

Утром парень был уже в райкоме комсомола. Но путевки были только на строительство «Ростсельмаша» и Чебоксарского тракторного завода. И тут ему впервые повезло: на комитет комсомола завода пришла разнарядка на одного человека на строительство какой-то железной дороги. Где, что за дорога, никто не знает, известно только, что там палатки, болота и комары.

Какими правдами и неправдами ему удалось добыть справку о своём нормальном здоровье, не помнит. Только убеленный сединами терапевт (знакомый одного знакомого), подписавший справку, и произнес ту самую фразу: «Мальчик, а ты хоть знаешь, что такое железная дорога?"

А потом был комсомольский съезд, были проводы под оркестр, игравший «Прощание славянки" на Ярославском вокзале, был специальный эшелон под номером 14, уносящий его и ещё 620 молодых людей через всю страну в полную неизвестность.

И снова почти те же слова довелось ему услышать от одного из попутчиков:,, Да ты хоть знаешь....ты же там перед первой шпалой упадешь и попросишься к маме…»

И всё же ему удалось прорваться ещё через одну медкомиссию, которая дала «добро» на работу плотником в поселке Звездный. А через год, когда в составе бригады его перебросили на Усть-Кутскую звеносборочную базу, бригадир-орденоносец, снисходительно глянул на него: «А ты хоть знаешь? Это тебе не молоточком гвоздики забивать. Шпала - это тебе не досточка».

Через год, стоя рядом с этим бригадиром, при встрече первого поезда в Звездный он с гордостью пожимал руки ребятам, проложившим путь этому поезду.

Таких поездов в его бамовской жизни будет много. Он пройдет и через креозотный дух звеносборок, и через тучи комаров, и через палатки, через сорокоградусную жару и пятидесятиградусные морозы. А уж, сколько этой самой шпалы пройдет через его руки, и не счесть.

Через десять лет на разъезде Балбухта, где состоялась рабочая стыковка всего БАМа, он под вспышки фотоаппаратов закрутил последний стык дороги! Его дороги!

А на митинге Золотого звена парень на равных стоял с тем самым бригадиром и с тем самым парнем, от которого услышал: «Да ты хоть знаешь, что такое железная дорога». Они давно забыли того ботана, а напоминать им об этом он не стал.

В 2005 году, когда мужчина в очередной раз с большим трудом прошел медкомиссию при устройстве на звеносборку Амуро-Якутской магистрали, почти те же самые слова он услышал от пожилой уборщицы: "Вы хоть знаете, что в вашем возрасте…»

Он очень хорошо всё знал. Но промолчал. Такой была дорога его жизни».

Спасибо, что читаете