Найти тему
Mykhaylo Esterkin

Кремль ищет специалиста по связи с реальностью

Так прокомментировал в соцсетях пресс-конференцию Владимира Путина один из читателей. Он еще не знал, что она обошлась государству в 66 миллионов рублей.

Фото из соцсетей
Фото из соцсетей

Строго говоря то, что мы все увидели назвать пресс-конференцией сложно. Это был театр одного актера, который отвечал на вопросы зрителей из зала по поводу пьесы, которую он сам сочинил и в которой он играет одну, но зато главную роль.

Когда-то римские императоры хорошо усвоили, что плебс простит им все, кроме отсутствия «хлеба и зрелищ».

Если бы мы сейчас перефразировали слова В.И. Ленина о Сталине 12 съезду партии, то вышло бы, наверное, так:

« Товарищ Путин, сделавшись президентом, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».

Мы уже знаем, как тов. Сталин пользовался этой властью. В стране формально существовал суд, была прокуратура и милиция, КГБ, Верховный Совет СССР. Ни один из этих органов не мог, даже, если бы и захотел, остановить товарища Сталина и указать ему, что в таком-то вопросе он неправ.

По сути, как поется в одной песне, «страна жила без лицензии», то есть представляла собой квази-государство.

Иосиф Виссарионович, окончивший Тбилисскую духовную семинарию, хорошо усвоил, что форма не всегда должна соответствовать содержанию и что отсутствие хлеба всегда можно заменить зрелищем.

В самые темные времена страны выходили художественные фильмы с потрясающим оптимизмом и радостью, в театрах шли пьесы о том, чего в жизни не бывает, но будет, если мы потуже затянем ремни, и вообще, когда лес рубят, щепки летят.

«Щепками», разумеется, была часть народа, которая в трудовых лагерях творила чудеса: от возведения Днепрогэса до создания атомной бомбы.

Прошли годы. В стране установился совершенно другой общественный строй.

Конституцией страны, учитывая недавнюю историю, было предусмотрено, что один и тот же человек не может занимать должность президента более, чем два срока.

Пример Китая, когда Дэн Сяопин установил, что власть в стране должна меняться каждые десять лет, вдохновил новый политический класс России.

Но через пятьдесят лет Китай, добившийся грандиозных успехов, на наших глазах снова стал императорским. Президент Си стал пожизненным президентом, что было внесено в Конституцию Китая. Таким образом, сменяемость власти в Китае прекратилась, что неминуемо приведет его к политической и экономической стагнации и падению.

Очевидно этот пример стал заразительным и для Владимира Путина.

Когда кто-то спросил его, зачем нужно было вносить изменения в Конституцию, он, не моргнув глазом, объяснил, что это важно для индексации пенсий.

То есть Владимир Владимирович не стал объяснять народу, что соседний Китай не дурнее нас и что в сложной международной обстановке коней на переправе не меняют. Но поскольку мы живем не в Китае и пожизненный статус президента в России мог бы вызвать бунты пострашнее, чем демонстрации в защиту Фургала, поэтому право баллотироваться одному и тому же человеку столько раз, сколько он захочет, практически пожизненно, является демократическим волеизъявлением самого народа.

В качестве примера можно было бы привести президентов Белоруссии, Казахстана, Туркменистана и даже фрау Меркель в Германии.

Но мне кажется, что сам Владимир Путин понимает шаткость такой позиции и поэтому ни о пожизненных сенаторах, ни об индульгенции экс-президенту он не сказал.

И это молчание президента краше его слов свидетельствует о том, что индексация пенсий- это хорошо, но она как фиговый листок прикрывает главную задачу: любым путем остаться у власти.

Можно было бы согласиться с желанием Владимира Путина править до конца жизни, если бы он поставил перед собой благородную цель создать такие институты государства, которые бы могли конкурировать друг с другом и не допускать неограниченной власти ни одного госоргана.

Но в современной России опять нет ни одного органа, который мог бы остановить президента, если он ошибается.

Для чего тогда президенту Путину необходимы такие многочасовые представления?

Мы справедливо предполагаем, что ничего нового от волонтера Алевтины или местечкового журналиста, который питается с рук мэра или губернатора, он не узнает.

Есть у него хорошо подкованная администрация, спецслужбы, которые доносят ему реальное состояние дел в стране.

Ответ мне кажется прост.

Когда не хватает хлеба, нужны зрелища и подарки. Жаль, что президент не понимает, что создал прецедент, который может плохо аукнуться стране.

Теперь любой, впервые демократически избранный президент в России, может превратить свою каденцию в пожизненную со всеми вытекающими отсюда недостатками.

Поэтому Кремлю не нужны специалисты по связи с реальностью. Реальность теперь формируется телевизором и такими пресс-конференциями.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц