Олицетворением голливудского кинематографа 1960-х является мюзикл "Вестсайдская история" 1961 г. У каждого времени есть свой язык, свой код - и в этом фильме зрители увидели старую историю, которая выглядела и звучала совершенно по новому. Музыкальное сопровождение навеяно джазом, в нем есть некий диссонанс. Танцевальные номера геометричны и даже архитектурны. Шекспировская история "Ромео и Джульетты" перетекла в противостояние пуэрториканцев и белых на улицах Нью-Йорка. Откровением стал успех пуэрториканки Риты Морено. Для Голливуда это было в новинку - пригласить человека принадлежащего к изображаемой культуре исполнять главную роль.
"Вестсайдская история" - это большой, громкий, зрелищный, красочный фильм. Именно такое кино стало популярным в кинотеатрах, так как только такое зрелище могло заставить зрителя оставить появившиеся в каждом доме телевизоры и прийти в кинозал.
1960-е превратились в эпоху эпичных дорогих блокбастеров, таких как "Спартак" 1960 г. и "Лоуренс Аравийский" 1962 г.
Параллельно с блокбастерами в кино произошел перелом и переход к фильмам, раскрывающим опасные, глубокие, спорные, внутриличностные, психологические и социальные проблемы. Фильмы, задающиеся вопросом о том, что значит быть человеком начались с глубокой романтической комедии "Квартира" 1960 г. "Завтрак у Тиффани" 1961 г., "Лолита" 1962 г., "Мыс страха" 1962 г., "Маньчжурский кандидат" 1962 г.- это все ленты о людях, которые пытаются разобраться в самих себе. В них очень много психологизма, основанного на критике политики маккартизма, страхах холодной войны и ощущении постоянного давления СМИ на сознание обывателей.
Значимым феноменом стал фильм Альфреда Хичкока "Психо" 1960 г. Зрители увидели фильм нуар, который превратился в нечто иное. Главная героиня фильма умирает и зрители остаются один на один с убийцей. Эта лента породила новый стиль в кино, научила кинематографистов создавать ленты, выводящие зрителей из равновесия.
В 1960-х существенные трансформации претерпел жанр комедии. На примере образов, которые воплощала популярная в 1950-е и 1960-е годы актриса Дорис Дэй ярко видны изменения в представлениях о нравственности. Появился новый образ независимой городской сильной женщины - "Вернись, моя любовь", 1961 г., "Доведенный до ручки" 1963 г., "Интимный разговор" 1959 г.
Комедии были коммерчески успешными, ориентировались на широкую аудиторию и соответствовали традиции старой школы. Ленты Джерри Льюиса - это яркий пример классического водевиля, играющего с условностью кино и ставящего в центр внимания героя неврастеника: "Дамский угодник" 1961 г., "Коридорный" 1960 г., "Козёл отпущения" 1964 г.
Но стали появляться интеллектуальные, политические, дерзкие комедии. Такие ленты как "Странная парочка" 1967 г., "Что случилось, тигровая лилия?" 1966 г., "Русские идут! Русские идут!" 1966 г., "Продюсеры" 1968 г., "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу" 1963 г. стали основой культурного переворота.
1960-е годы - это время дорогих экранизаций, основанных на литературных и исторических историях. Для зрителей это было чем-то новым и интересным, так как кинематографисты научились живо воссоздавать и передавать дух времени и места. "Падение Римской империи" 1964 г., "Эль Сид" 1961 г., "Том Джонс" 1963 г., "Лев зимой" 1968 г., "Мятеж на Баунти" 1962 г., "Песчаная галька" 1966 г., "Бекет" 1964 г., "Человек на все времена" 1966 г., "Ясон и аргонавты" 1963 г., "Доктор Живаго" 1965 г. отлично сочетали в себе эпичность повествования с раскрытием личностных конфликтов персонажей.
Но недостатком этих эпичных лент была их огромная дороговизна. В условиях отсутствия спецэффектов, создание каждой такой ленты грозило студиям разорением. "Клеопатра" 1963 г. несмотря на зрительский успех не смогла окупить гигантских расходов на ее создание и в итоге студии Fox пришлось продать своих владений, чтобы выкарабкаться из долговой ямы.
Зато кинематографистов спасали красочные музыкальные семейные фильмы. "Моя прекрасная леди" 1964 г. с Одри Хепберн, "Мерри Поппинс" 1964 г. и "Звуки музыки" 1965 г. с Джули Эндрюс, "Смешная девчонка" 1968 г. с Барброй Стрейзанд имели колоссальный успех.
В свою очередь появились новые мужские герои. Пол Ньюман стал олицетворением мифа о западном мужчине - суровом, харизматичном, отказывающемся подчиняться старым правилам: "Мошенник" 1961 г., "Хад" 1963 г., "Хладнокровный Люк" 1967 г., "Харпер" 1966 г. Стив Маккуин стал новым героем боевиков, привнесшим в кино крутые погони на мотоциклах и автомобилях: "Большой побег" 1963 г., "Афера Томаса Крауна" 1968 г., "Буллит" 1968 г. И конечно же Шон Коннери в образе Джеймса Бонда. Фильмы "Доктор Ноу" 1962 г., "Из России с любовью" 1963 г., "Голдфингер" 1964 г., "Шаровая молния" 1965 г., "Живёшь только дважды" 1967 г. стали эталоном и стандартом для всех последующих фильмов франшизы.
Вестерн "Неприкаянные" 1961 г. с постаревшим Кларком Гейблом стал последним традиционным фильмом этого жанра. Вестерны 1960-х стали жестче, реалистичнее, больше отражали реальную Америку и хорошие герои уже не были такими уж хорошими: "Скачи по высокогорью" 1962 г., "Одноглазые валеты" 1961 г., "Великолепная семерка" 1960 г., "Сержант Ратлидж" 1960 г., "Человек, который застрелил Либерти Вэланса" 1962 г. А в вестерне "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид" 1969 г. уже в открытую прославляется контркультура, зрители искренне сопереживают преступникам.
На место традиционным вестернам пришли спагетти-вестерны Серджио Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли и без привязки к культуре и нравственности. Минималистичный стиль повествования с погонями, перестрелками и музыкой Эннио Морриконе создали новое представление о жанре: "За пригоршню долларов" 1964 г., "На несколько долларов больше" 1965 г., "Хороший, плохой, злой" 1966 г.
Среди фильмов, задающихся вопросом о том, что значит быть хорошим человеком, особое место заняли ленты, поднявшие вопрос гражданских прав в Америке. "Убить пересмешника" 1962 г. был доброй фантазией на эту тему. Однако такие ленты как "Клочок синевы" 1965 г., "Изюминка на солнце" 1961 г., "Полевые лилии" 1963 г., "Угадай, кто придёт к обеду?" 1967 г. и "Душной южной ночью" 1967 г. отражали реальное положение дел. А афроамериканской звездой номер один стал Сидни Пуатье, получивший Оскар в 1964 г.
1960-е - время холодной войны и многочисленных страхов. Они нашли отражение в лентах о монстрах. Если раньше монстрами были чудовища, то теперь обычные люди. Истерия и паранойя того времени отлично выразилась в таких фильмах 1968 года как "Ночь живых мертвецов" Джорджа Ромеро, "Ребенок Розмари" Романа Полански, "Планета обезьян" и "2001 год: Космическая одиссея" Стенли Кубрика, которая впервые задала зрителям вопрос "Может ли компьютер быть умнее человека?".
Во второй половине 1960-х начался переход к зрелому кинематографу, который расцветет в 1970-х. В фильме "Кто боится Вирджинии Вульф?" 1966 г. зрители впервые услышали грубую и обсценную лексику. "Бонни и Клайд" 1967 г. стал первым фильмом, созданным в Голливуде под влиянием "Новой волны" европейского кинематографа. Это гангстерская лента о преступниках, которым зритель сопереживает и видит их жестокое уничтожение в конце.
"Выпускник" 1967 г. - это фильм о человеке, которого терзают моральные противоречия. Главный герой не хочет соответствовать старым нормам жизни. В ленте нет счастливого конца - только неуверенность в будущем и тяжелый экзистенциальный вопрос "Что дальше?". Этот фильм, также как многие картины того периода отличает активное использование музыки для создания атмосферы. Музыка превращается в душу киноленты.
Кризис голливудской студийной системы, слияния и поглощения компаний позволили новому поколению кинематографистов снимать свое контркультурное кино. "Беспечный ездок" 1969 г., "Дикие ангелы" 1966 г. имели кассовый успех. Низкобюджетные ленты о хиппи и бездельниках были мрачным высказыванием о реальной Америке.
К концу 1960-х традиции европейского реализма догнали американский кинематограф. В 1969 г. вышли фильмы "Полуночный ковбой", "Ресторан Элис", "Холодным взором", "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?". Старый Голливуд стремительно терял свою власть и привлекательность, уступая место новым молодым независимым кинематографистам, которые хотели говорить о серьезных темах. Символично, что по итогам 1969 г. Оскар за лучшую мужскую роль получила звезда старых вестернов Джон Уэйн (за роль в "Настоящее мужество"), но лучшим фильмом года стал инновационный реалистичный, смелый, смешной, суровый, откровенный и сексуальный фильм "Полуночный ковбой".
Источник информации: Документальный сериал "Эпоха кино", 2019 г.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )