Найти тему
КАК ИНТЕРЕСНО!

История, как одна хорошая фотография спасла кинокарьеру Чуриковой

Председатель Госкино СССР Алексей Романов был убеждён, что советский человек – это звучит гордо. И поэтому советский человек непременно должен выглядеть красиво. Особенно на киноэкране, ведь кино – "важнейшее из искусств". И вот в самом конце 60-х Госкино выпустило негласный запрет снимать в главных ролях актёров со "спорной" внешностью. Они, мол, недостойны представлять на экранах передовой отряд строителей коммунизма. В этот список среди прочих попали Ролан Быков, Лия Ахеджакова и ИННА ЧУРИКОВА.

Инна Чурикова
Инна Чурикова

А в карьере Чуриковой как раз тогда произошёл серьёзный прорыв: в 1967 году она сыграла свою первую в жизни главную роль в дебютном фильме Глеба Панфилова "В огне брода нет". До этого зритель знал её только по эпизодическим персонажам, пусть и довольно ярким.

Начинающий режиссёр разглядел в актрисе и огромный талант, и глубину, и искренность – всё то, что должно было быть в его "негероической" героине Тане Тёткиной. Хоть фильм и не получил широкого проката в стране, но был тепло встречен критиками, а в 1969 году завоевал главный приз на престижном Международном кинофестивале в Локарно (Швейцария).

После дебюта Панфилов загорелся идеей снять фильм о Жанне Д'Арк. Главную роль, конечно, должна была исполнять Чурикова – к тому моменту режиссёр и актриса уже стали парой. Однако руководство Госкино забраковало панфиловскую заявку на фильм . А вскоре в киносреде узнали и о том самом пресловутом "списке некрасивых"... Какая уж тут Жанна Д'Арк?

Инна Чурикова в ролях второго плана и эпизодах фильмов "Морозко", "Тридцать три", "Неуловимые мстители", "Старшая сестра"
Инна Чурикова в ролях второго плана и эпизодах фильмов "Морозко", "Тридцать три", "Неуловимые мстители", "Старшая сестра"

Помочь актрисе и режиссёру решил главный редактор журнала "Советский экран" Дмитрий Писаревский. Он пригласил к себе молодого талантливого фотографа Николая Гнисюка, который работал в штате журнала с 1967 года, и дал задание: снять Чурикову для обложки журнала так красиво, чтобы все ахнули, и Госкино убрало её из того дурацкого списка.

И Гнисюк отлично справился с заданием! Когда в феврале 1969 года вышел третий номер журнала (он издавался тогда дважды в месяц), читатели увидели на обложке удивительно симпатичную девушку с огромными лучистыми глазами и очень милой улыбкой.

Инна Чурикова. Кадр из фотосессии Николая Гнисюка и обложка журнала "Советский экран" №3 1969
Инна Чурикова. Кадр из фотосессии Николая Гнисюка и обложка журнала "Советский экран" №3 1969

Видимо, на руководителя Госкино эта фотография произвела нужное впечатление – Глебу Панфилову разрешили снять Чурикову в главной роли в фильме "Начало". Там Чурикова просто блистала в двух совершенно разных ролях – провинциальной актрисы Паши Строгановой и Жанны Д'Арк, которую играет Паша. И совсем неудивительно, что благодаря этому фильму читатели "Советского экрана" выбрали Чурикову лучшей актрисой 1970 года. Тогда, за неимением отечественной кинопремии, победа в годовом опросе "Советского экрана считалась вполне себе аналогом "Оскара".

В одном из интервью актриса вспоминала, что на экзаменах в первый театральный вуз, куда она пришла поступать, один из членов комиссии с иронией сказал, что она совсем не похожа на богиню красоты Афродиту. Думаю, впоследствии он сильно пожалел об этих словах. Ведь "афродит" на свете много, а Чурикова – одна.

А Николай Гнисюк (1944-2007) сделал ещё множество замечательных фотопортретов советских кинозвёзд, и огромное количество его работ украшало обложки "Советского экрана".