Найти в Дзене
Александр Г

Самурайский кодекс во власти. Или как спасти здравый смысл в Беларуси...

Люди не очень-то понимают что такое власть. Обычно представляется, что это сложная и скучная категория из мира политики. Но на самом деле это один из феноменов эволюции живых существ. Чувство власти свойственно даже насекомым.

Любое доминирование среди людей тоже опирается на некий подсознательный стимул, основанный на эйфории морального преимущества. Будь то семья, группа друзей, коллектив коллег… или целая страна.

Увы, хотя власть по своей природе естественна, она не принадлежит к категориям праведности и ее не стоит рассматривать в разряде человеческих добродетелей.

Известная безнравственность власти трактуется в глубинах библейской мудрости. Достаточно вспомнить знаменитое «Кесарю – кесарево…».

Но история показывает, что общество никогда не обходится без власти. Она явно выступает насущной потребностью в его существовании.

При внутреннем устремлении человека к благости и душевной гармонии, никто пока не объяснил загадку уживания в нем еще и желания подавлять других.

И вот почему – тяга к доминированию и беззаветное принесение пользы трудно совместимы.

Но практика власти интереснее философских парадоксов. К примеру, разобрав всю пирамиду уровней властного влияния, мы не найдем ни одной ступени, достижение которой обосновывало бы саму иерархию.

То есть, сполна оправданного предела для власти не существует. Это чувство не имеет насыщения и каждый новый уровень лишь усугубляет зависимость от властолюбия.

Любой соискатель движения во власти искренен в сопровождающем его волнении. Но он вряд ли способен до конца честно разобраться в своей общественной полезности при достижении очередной степени полномочий.

Потому как невозможно физиологически объяснить, что же именно ввергает людей в саму процедуру. Власть ценится больше чем богатство и комфорт, а порой она даже сильнее чувства самосохранения.

Тем не менее, как и во всех физиологических сложностях, здесь возможны отклонения. Например, на высшей ступени власти может оказаться субъект нравственный, или хотя бы добросовестный в мыслях.

Так случилось, скажем, в России, в Беларуси… Здесь для верховных лидеров сложилось властное поприще, на котором качественные действия обеспечиваются лишь на принципах, близких к самурайским кодексам.

Для построения стабильного государства, здешним президентам не достаточно общепринятых банальностей властеустановления. Неизменно сопровождаемых описанными выше человеческими пороками.

А внедрение в систему высшего управления случайных медиа-фигур или неопытных в политике либералов европейского толка, конечно же, убийственно для общества. Что уже говорить о деструктивно мыслящих оппозиционных экстремистах… Рассуждать о степени полезности во власти и тех и других – просто не уважать здравый смысл.