Найти тему
В чём же соль?

"Денди - Новая реальность"

Оглавление

Введение.

Говоря о телепередаче «Денди – Новая реальность», нельзя сходу начать рассуждать о концепции, о ведущих, о сценариях серий или об операторской работе. Это не самое главное, для среднестатистического зрителя данной передачи. Ведь во времена когда интернет не был общедоступным, когда в нём было не так много информации, а именно нужная добывалась невероятным трудом, когда подавляющие большинство Россиян не могли позволить своим детям не то что компьютер, но и игровую приставку, когда видеоигры не были обыденностью, когда любой ребёнок мечтал хотя бы поиграть в SuperMario или BattelCity (на территориях республик бывшего СССР просто «Марио» и «Танчики»), именно тогда появилась она –телепередача «Денди – Новая реальность».

Важность её заключается ещё и в том, что в девяностые годы на рынке видеоигр в России происходил какой-то кошмар. И поверьте, я не утрирую. Сами видеоигры ещё не обрели свою нынешнюю значимость. Взрослые не видели в них ничего привлекательного и серьёзного, разве что в «Танчики» было интересно поиграть, а дети практически не получали достоверной информации о настоящих видеоиграх и приставках того времени. В основном всё заканчивалось на журналах по этой тематике, кому-то везло больше, и папа из командировки мог привести Денди с двумя или тремя картриджами. Такой дефицит знаний приводил к печальным последствиям. Например, моя мама всю свою жизнь считала, что Денди – это оригинальная приставка отечественного производства и только когда я начал интересоваться тематикой ретро-игр она узнала печальную правду.

Да! Денди – это отечественная подделка зарубежных приставок. Причём подделка, выдававшая на свою продукцию гарантию и имеющая фирменные магазины. Сейчас это звучит парадоксально. Как подделка может иметь фирменные магазины? Но тогда никто даже не подозревал об обмане. Но разве это делает Денди плохой? Может это делает её нечестной по отношению к своему покупателю, с этим я могу согласится. Но точно не плохой. Да, к сожалению, дети того времени пропустили очень много качественных и интересных игр. Опять-таки не потому что Денди плохая, а потому что «Пираты», которые делали фальшивые картриджи на отечественную консоль, гнались лишь за наживой и не брались за выпуск более трудоёмких игр на своих «балванках».

Что уж говорить о ценах на подобную продукцию и какого качества были эти картриджи. Многие из них ломали и неправильно запускали игры, из-за чего становились бесполезными. В особо тяжёлых случаях такие «болванки» могли повредить дорогостоящую консоль. Некоторые из них неправильно выводили видео, некоторые неправильно выводили звук. А сколько было картриджей, на которых было написано «100 игр в 1 картридже!» или просто «1000 в 1!»? Как вы уже могли догадаться ни о каких 100 или 1000 игр речи не шло, хорошо если и 10 заработают...

Конечно продавались оригинальные картриджи, насколько конечно можно употреблять слово «оригинал» по отношению к Денди, но их цены были уж совсем высокими, и дети чаще верили в обман на рынке чем в обман в магазине.

Хотя именно при таких условиях, которые невозможно представить в современном мире, телепередача «Денди – Новая реальность» стала, я не побоюсь этого слова, культовой для многих детишек того времени и остаётся таковой уже для многих взрослых.

Но почему? Почему даже сейчас, когда вся информация об обмане лежит на поверхности, когда все карты раскрыты и тайн больше нет, почему люди, которых, казалось бы, водили за нос, любят эту телепередачу до сих пор? Именно на этот вопрос я и хочу ответить.

Зарубежный рынок. Для них «солнце светило ярче».

«Зачем говорить о том, что было там? Давай лучше сразу про нашу Денди. Какая разница что происходило за рубежом? Главное ведь, что случалось на родной земле, какие великолепные консоли выпускала наша Российская компания Денди! Подумаешь какие там могли быть новости, всё равно все получали одни и те же игры! И вообще это для нас солнце светило ярче!» - так может сказать человек, который не прочитав введение, начал читать эту главу.

Но ведь и правда зачем говорить о том, что случалось в Японии, Америке или той же Европе? Ведь телепередача «Денди – Новая реальность» выходила только в России? И с одной стороны вы окажетесь правы. Я мог бы просто рассказать о истории Денди, о телеведущем Сергее Евгеньевиче Супоневе, о том, как «Денди - Новая реальность» приковывала к телеэкранам всех, кто играл в видеоигры тогда и не только, но если бы я так поступил, то вы просто оказались в той же ситуации дефицита информации, в которой находились геймеры того поколения в России. И не смогли бы ощутить даже малую часть того невероятного интереса и захватывающей атмосферы, которые испытываем мы, современные ретро-геймеры, окунаясь в такой далёкий и такой забытый мир новой реальности.

А началось всё с Nintendo.

-2

Сколько противоречивых мнений можно услышать об этой компании сейчас. Что приходит вам на ум? Скорее всего, даже если вы далеки от игр и игровой индустрии в целом, вам на ум придёт несуразный Итальянский трубопроводчик в забавном красном комбинезоне. Если же вы любите хотя бы иногда играть в видеоигры, то тогда возможны два варианта вашего мнения… Либо вы обожаете Nintendo всей душой, считаете игры, выходящие на их консолях, самыми гениальными и проработанными, а миры, которые предоставляют вам эти игры, самыми живыми и наполненными. Либо же, для вас Nintendo это всё тот же несуразный Итальянский трубопроводчик в красном комбинезоне, но к нему дополняются ещё уйма таких же несуразных персонажей и необоснованно дорогие игры. И как правило правдив второй вариант. Однако так было не всегда.

Nintendo – во второй половине восьмидесятых была просто мегаладоном от мира видеоигр! Тогда ещё не было SONY с их PlayStation или Microsoft с их XBoxи на рынке во всю резвились Panasonic, Atari, SEGA и другие. Но именно Nintendo спасла рынок стационарных игровых платформ от кризиса в начале восьмидесят.

Многие раскритиковали игровые приставки, мол на них было неудобно играть, игр мало, сами они неинтересные и вообще проще ходить к аркадным автоматам. И критики были правы. Но тут пришла Nintendo и показала всем как надо делать игры.

В 1983 году в Японии выходит восьмибитная игровая приставка от Nintendo – FamiCom Рис. 1(Family Computer) и сразу же обретает всеобщую популярность и любовь. А главным символом компании становится Марио, тот самый несуразны Итальянский трубопроводчик в красном комбинезоне.

Рис. 1 FamiCom
Рис. 1 FamiCom

В США данная консоль вышла в 1985 году, а в Европе в аж в 1986 году на целых 3 года позже чем на родине. Однако в этих регионах нашей планеты приставка называлась и выглядела иначе, там она имела название NES Рис. 2(Nintendo Entertainment System). Напоминаю, в Россия пока в пролёте, нелегальная Денди - клон именно консоли FamiCom, выйдет только в 1992 году.

Рис. 2 NES
Рис. 2 NES

Казалось бы, ну и что? США и Европа тоже с запозданием получили эти приставки. Но на самом деле это очень важно. Во первых США и Европа получили оригинал, а во вторых в 1990 году в Японии вышло уже новое поколение консолей (на шестнадцатибитном процессоре) и называлась эта приставка Super FamiCom (Super Family Computer). А в США и Европе её официальный аналог SNES Рис. 3(Super Nintendo Entertainment System) вышла в 1991 и 1992 годах соответственно. Вы хоть представляете на сколько мы опаздывали от всего мира? Я уже даже не вспоминаю о играх, некоторые из которых до нас так и не дошли.

Рис. 3 SNES
Рис. 3 SNES

SNES пришла к нам только в 1994 году. Правда, мало кто тогда смог к ней прикоснуться. Эта приставка была слишком дорогой, к тому же многие только-только купили Денди и не видели смысл в приобретении новой консоли. Также отпугивало покупателей и новое имя на рынке – Nintendo.

Да, люди тогда наконец-то получили оригинальную приставку от Nintendo, но того времени что было потрачено в никуда и тех игр, которые кто-то решил за людей, их не давать, уже никогда не вернуть. А ведь кто знает, может быть сейчас мы с мамой решали бы чья очередь мыть посуду в задорном «файтинге».

Становление Денди или Российское «пиратство».

И вот мы возвращаемся домой. Небольшой экскурс в историю видеоигр я вам провёл. Надеюсь вы прочувствовали тот же необъятный спектр эмоций, что чувствовал я. Хотя я рассказал далеко не обо всём. Но что происходило у нас? По мимо полной неразберихи и информационного купола? Как и во что играли дети на территории бывшего СССР? В казаки-разбойники и салочки! Если вы ответили также, то вы хороший читатель и абсолютно правы! Ведь до появления Денди на рынке как такого не было никаких игровых приставок. Разве что «Волк ловит яйца» и «Осминошка». Поэтому рассказ про историю консольных видеоигр в России девяностых я начну именно со становления Денди или Российского «пиратства». Также я не буду заходить слишком далеко и углубляться в торговые отношения и денежные вопросы. Конкретно эти факторы уже никак не влияют ни на наше современное восприятие, ни на восприятие зрителей из прошлого телепередачи «Денди – Новая реальность»

-6

Рис. 4 Денди

В 1992 году в компанию Steepler пришёл тридцатилетний Виктор Савюк, которого позже все будут знать, как создателя Денди Рис. 4, и предложил распространять на территории бывшего СССР игровые приставки, созданные Тайванскими мастерами. Конечно «созданные» это слишком громкое слово. На самом деле они собирали фальшивые приставки Nintendo, а именно FamiCom, из комплектующих заказанных из Китая. Кстати интересный факт, большинство картриджей на Денди, если не все, были созданы на основе Американских картриджей. Вот так и получается, что тогда дети в России играли в Американские картриджи на клонах Японских консолей с Китайскими комплектующими, собранными Тайваньскими мастерами. Надеюсь вы не запутались в этом апофеозе абсурда.

Денди очень быстро обрела популярность. У компании даже появился собственный логотип. Им стал Слонёнок, которого нарисовал Иван Леонидович Максимов – художник и мультипликатор. А также Денди обзавелась своим собственным слоганом – «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди - играют все!». Который в последствии и звучал как интро телепередачи «Денди – Новая реальность!».

Те, кто мог себе позволить купить приставку, обеспечил компанию средствами на открытие четырёх региональных дилеров их продукции. И это уже к концу апреля 1993 года! Такой успех обосновывался всё тем же информационным голодом и позиционированием себя компанией Денди, как официальной продукции. К тому же в отличии от главных конкурентов - таких же подделок, Денди предоставляла гарантию на свою продукцию.

И раз уж зашла речь о конкурентах, наверное, пришло время ответить на вопрос, наверняка мучавший вас. Почему в Россию не завозили оригинальные приставки? Всё просто, Россия была не интересна производителям компьютерных игр, а заниматься поставкой оригинальных консолей в самой России никто не хотел – это было невыгодно. Вот так за людей того времени решили, во что они будут играть и когда. На самом деле такое отношение обернулось не самыми приятными последствиями как для всемирного игропрома, так и для российского. Ведь «пиратство» стало для постсоветского человека не то что удобством, а нормой. Игры не хотели покупать, было проще и выгодней скачать их бесплатно. При чём на компьютер, а не на консоль. И из-за этого в игровой индустрии случился кризис, а российский игропром и вовсе не выжил.

Но до этих событий ещё чуть меньше десяти лет, а пока в августе 1993 года начал выходить журнал «Видео-Асс Dendy» - первый игровой журнал на территории России. И хоть в начале своего пути этот журнал был больше похож на рекламный буклет компании Денди, в последствии он вырос до самостоятельного издания под названием «Великий Дракон», последний выпуск которого случился в 2003 году. Этот журнал подарил нам не мало отличных авторов, которые сейчас работают на таких российских порталах как StopGame.ru и Igromania. А ведь этот журнал подарила нам Денди.

Таким образом компания Денди зарабатывала авторитет и уважение в глазах геймеров того времени. Обеспечивая гарантию, продавая журналы на тему игр, оформляя свои магазины, как элитарные бутики, но при этом не забывая о простоте. Денди стала именем нарицательным для игровой консоли и даже приставки других фирм тоже называли Денди. А после соглашения договора с «большой N» (Nintendo) на поставку SNES и конкуренты перестали пугать.

Пора было расширятся. Но куда? За границу не полезешь, там оригиналы есть. Значит надо укреплять свой авторитет на родине ещё больше. Пора было создавать телевизионный контент и привлекать ещё больше внимания к себе.

Тогда в октябре 1994 года на телеканале 2x2 вышла в эфир первая серия «Денди – Новая реальность» (второй сезон вышел на телеканале ОРТ и называлась передача уже просто «Новая реальность») с её неизменным ведущим Сергеем Евгеньевичем Супоневым.

О ведущем телепередачи «Денди – Новая реальность» Сергее Евгеньевиче Супоневе

-7

Сергей Супонев – без преувеличения, один из самых талантливых людей своей профессии. Он родился в 1963 году 28 августа в селе Абрамцево Московской области. Его семья была необыкновенно творческой. Отец – актёр и поэт Евгений Козьмич Супонев и мать – пианистка Галина Владимировна Супонева. К сожалению родители Сергея развелись. И их сын очень тяжело переживал это событие. Хотя так у него появилась сестра Елена по маминой линии.

После школы Супонев поступил в МГУ на факультет журналистики. Однако совсем скоро, а именно со второго курса, был призван в армии, где и прослужил с 1981 по 1983 годы в оркестре воинской части 86632. Хотя уже к 1988 году Сергей всё-таки закончил институт.

В 1980 году работал в Центральном Телевидении СССР (ЦТ), правда пока только грузчиком. Однако уже в 1983 году занял должность администратора музыкально редакции ЦТ. Таким образом все праздничные программы в 1984 году выходили непосредственно при участии Сергее Супонева.

Совсем недолго молодому журналисту довелось поработать администратором в отделе пропаганды, а точнее с 1984 – 1986 годы.

И вот с 1986 года Сергей работал в детской редакции ЦТ, готовя сюжеты для подростковой программы «До 16 и старше». Наконец-то гений своего времени, сам ещё того не понимая, встал на путь, который скорее всего был уготован ему судьбой!

Да, чёрт возьми! Прошу прощения за излишнею экспрессию… Но Супонев был гением детского телевидения! Через него прошли такие телепередачи как «Марафон – 15», «Звёздный час», который кстати в 1999 году получил ТЭФИ, телепередача «Зов джунглей» и конечно же «Денди – Новая реальность». Супонев мог общаться с детьми на таком языке, что все вокруг раскрывали рты от увиденного! Он не опускался до уровня детей, он приподнимал их до своего! Они не выглядели глупо, за ними было интересно наблюдать! Он мог договорится с ними, увлечь их, научить их в конце концов! Александр Гольдбург (хороший друг и соавтор Супонева) приводил такой пример – «Попробуйте зайти в детский сад и заставить заниматься чем-нибудь детей, да у вас этого скорее всего не получится, дети будут отвлекаться и заниматься своими делами. А вот Серёжа мог их увлечь, мог.».

Супонев на телепередаче "Зов джунглей"
Супонев на телепередаче "Зов джунглей"

Переоценить важность Сергея Супонева для детей того времени просто невозможно. К сожалению, великий человек оказался так же важен и для всего детского телевидения. После его смерти, случившейся в 2001 году, в России как такого не осталось таких же интересных для всей семьи детских передач. Да и в принципе от детского телевидения мало что осталось.

Супонев был невообразимо предан своей профессии. Он готовился к каждой передаче очень серьёзно и ответственно. Он даже принимал такой допинг как фуросемид, чтобы избавится от всей жидкости в организме. Поскольку Сергей не был худым человеком и на съёмках он часто потел, что считал для ведущего непозволительным. Он отлично шутил на площадке так что могли смеяться и дети, и взрослые. А ещё он постоянно следил за своей речью, его мама даже сидела с блокнотом и записывала его речевые ошибки, чтобы сын мог их потом разобрать.

Но при этом Сергей, как и любой гений, любил побуянить. Его друг всё тот же Александр Гольдбург рассказывал одну очень интересную историю. Про то как они с Сергеем стреляли по московским фонарям из пневматического ружья и чуть не выстрелили в «падшую женщину», после чего была погоня от милиционеров. Их конечно поймали, но у одного из милиционеров был ребёнок и телевизионщики договорились о свободе в обмен на то, что ребёнок этого милиционера поучаствует в телепередаче «Зов джунглей». Если вы посчитали что данная история очерняет Сергея Супонева, то мне искренне жаль, ведь как по мне, это история показывает, что этот человек такой же как мы – весёлый и с придурью.

К сожалению, 8 декабря 2001 года его не стало. Супонев не справился с управлением своего снегохода и врезался в причал на реке Волге. Покалечившись, он не мог себе помочь и нашли его уже мёртвым.

Похоронили его 11 декабря того же года. В закрытом гробу. Но память о нём будет жить в его друзьях, его родне и в тех детях по всей стране, на воспитание которых он оказал не последние влияние.

«Денди – Новая реальность»

-9

И вот наконец, преодолев этот нелёгких путь, мы подходим к той самой передаче, которая рассказывала геймерам того времени о видеоиграх, «Денди – Новая реальность».

Эта передача начала выходить на телеканале 2x2 с 2 сентября 1994 года и продолжалась до 29 апреля 1995 года. За это время вышло 33 выпуска.

Позже, во втором сезоне, «Денди – Новая реальность» переехала на канал ОРТ и там уже назвалась просто «Новая реальность». В период с 23 июня 1995 по 19 января 1996 годов вышло 29 серий. Но к сожалению, к концу 1996 года на экранах стали показывать повторы, а потом и вовсе закрыли телепередачу. В журнале «Dendy – Новая реальность» это объяснили разрывом контракта с телеканалом ОРТ.

Если смотреть «Денди – Новая реальность» сейчас, то сама передача больше похожа на двадцати – двадцатипятиминутную рекламу видеоигровой продукции. К тому же многие факты были взяты с потолка. Но тогда даже одним глазком посмотреть на игры или послушать про их секреты дорогого стоило.

Обычно телепередача строилась так – сначала Супонев показывал игры на восьмибитные консоли, потом на шестнадцатибитные, всё это вперемешку с рекламой Денди. Иногда показывались короткие эпизоды фильмов и мультфильмов, по которым была сделана та или иная игра. А во второй половине передачи Супонив просил своих помощников «мастеров» видеоигр показать какие-нибудь секретные уровни или чит-коды. Иногда Сергей читал письма от телезрителей и «раздавал» подарки в виде картриджей, консольных аксессуаров и самих консолей.

«Денди – Новая реальность» находила порой странные операторские решения. Так я столкнулся с шатающейся из стороны в сторону камерой, которая снимала неподвижно сидящего и что-то рассказывающего Сергея Супонева. И честно говоря, у меня закружилась голова. Может дело именно во мне, выросшим, на вылизанных до идеала со стороны технологии производства, программах, но всё равно, не сказать об этом я не мог.

В общем, если быть объективным, то «Денди – Новая реальность» сейчас откровенно не очень. Странные технические решения и факты, взятые из ниоткуда, не могут позволить не заинтересованному зрителю полюбить эту программу. Но её любят не за это! Для большинства теъ, кто хотя бы знает об этой телепередаче, она является приятным воспоминанием и ностальгической историей, напоминающей о детстве.

Итог.

Что же вот и финал. Последние строки где ожидается какой-то конкретный вывод, какой-то ответ на вопрос из начала, какие-то умозаключения. И знаете, начиная эту длинную историю я знал этот ответ, я знал все факты и был уверен, что сделают для вас конкретный итог. Но… когда я прошёл через всё это ещё раз и в очередной раз был удивлён сколько событий крутится вокруг «детской» телепередачи, я потерял ответ. Считаю ли «Денди – Новая реальность» плохой? Нет. Считаю ли её хорошей? Скорее нет. Я считаю её любимой для многих детишек тогда и многих взрослых сейчас. И от этих людей я бы сказал спасибо Сергею Супоневу и всем кто занимался производством этой телепередачи. А от себя могу добавить, что это история стала для меня практически личной. И мне кажется правильным, чтобы выводы каждый сделал для себя сам.

Спасибо за внимание!

-10