Середина 19-го века. Россия утвердилась по границам Голодной степи. Её промышленники и купцы с трудом удовлетворяют спрос населения Средней Азии на свои изделия. Экономическая экспансия страдает от не устроенности торговых путей и от отсутствия торговых факторий. На всё это накладывают свой отпечаток нравы местного населения и их правителей. Дикость, разбой, воровство, рабство и работорговля процветают... Для них это норма жизни!
Сентябрь 1866 года. Генерал-адъютант Константин Петрович фон Кауфман вызван в Санкт-Петербург лично к императору Александру Второму. Новое назначение генерал-адъютанта решило судьбу Средней Азии.
В июне 1865 года Ташкент был взят штурмом отрядом генерала-майора Черняева Михаила Григорьевича. Новое приобретение Российской империи находилось в 8-ми тысячах вёрст от ближайшего губернского города Оренбурга. 8-мь тысяч вёрст бездорожья, на которых ещё не поставлено ни одного телеграфного столба!
11 июля 1867 года было принято административное решение об образовании Туркестанского генерал-губернаторства из двух областей - Семиреченской и Сырдарьинской. Генерал-губернатором с неограниченными полномочиями манифестом императора от 17 июля 1867 года был назначен К. П. фон Кауфман. С севера губернаторства находились бескрайние пустоши Оренбургской губернии, по которым кочевали беспокойные рода киргиз-кайсаков. На юге расположились ханства Бухарское, Кокандское и Хивинское. Эти ханства с завидным постоянствам давали русским клятвенные обещания не совершать грабительских набегов на пределы империи и с таким же постоянством им не следовали.
К. П. фон Кауфман 7 сентября 1867 года прибыл в столицу вновь созданного генерал-губернаторства - город Ташкент. Службу на новом месте он начал с отправки ханам Хивинскому и Кокандскому писем. В них сообщал о своих неограниченных полномочиях и предостерегал их от набегов на пределы Российской империи, предлагал обеспечить безопасность торговли со свободным доступом русских купцов во все города ханств. В 1868 году Коканд пошёл на заключение торгового договора. Хива, пользуясь своим географическим положением, сделала вид, что её как бы и нет. Бухара же объявила русским газават.
К весне 1868 года в распоряжение Туркестанского губернатора было около 8-ми тысяч бойцов. Подразделения были разбросаны по территории выше названных областей. Но здоровье их было подкошено климатом. С апреля 1867 года по апрель 1868 года через лазареты прошло 12-ть тысяч больных. 820-ть человек из них скончались. Бухарские лазутчики обнадёжили этим хана и тот двинул своё воинство в бой. А это 150-т орудий с прислугой, 12-ть тысяч пехоты и 3-ри тысячи конницы. Бухарское воинство было собрано "с миру по нитке", не обучено и слабо вооружено самым разным оружием (вплоть до фитильных ружей). Но и русские тогда имели на вооружение игольчатые винтовки, крайне капризные в обращение и не надёжные.
Бухарцы встали заслоном в 8-ми верстах от Самарканда у реки Заравшан. 1 мая 1868 года русская пехота в брод форсировала реку и без поддержки артиллерии и конницы ударила в штыки. Перед этим бойцы по выходу из реки ложились на спину, задирали ноги и трясли ими - вытряхивали воду из сапог. Бухарцы - дикий народец - приняли это за особый предбоевой ритуал и стали его повторять перед боем! Позже к русской пехоте присоединились казаки, форсировавшие реку в другом месте. Все попавшиеся им под руку бухарцы были изрублены без пощады. 2 мая 1868 года русские вошли в Самарканд и были встречены "хлебом с солью" и депутацией из лучших жителей с просьбой принять город в подданство Российской империи.
30 мая 1868 года К. П. фон Кауфман выступил в поход составе 792-х штыков и 170-ти шашек. В городе осталось около 550-ти русских. 1 июня 1868 года их атаковало многочисленное разномастное ополчение, собранное муллами. В рядах защитников полуразрушенной цитадели Самарканда, ставшей местом размещения гарнизона русских, был художник-баталист Василий Васильевич Верещагин, который в последствие красочно описал события. Он принял активное участие в обороне и был во всех вылазках, делаемых из цитадели.
8-мь дней русские в Самарканде мужественно сражались. Осаждающие их аборигены разбежались, как только узнали о приближение к городу отряда К. П. фон Кауфмана. Энергичные военные и политические действия Туркестанского генерал-губернатора привели Кокандское и Бухарское ханства к вассальной зависимости от Российской империи. Вскоре за ними последовали Хива и туркмены. Уже в 1872 году рынки Средней Азии были завалены товарами производства России. Русские купцы стали открывать там свои торговые дома.
К. П. фон Кауфман всячески содействовал исследовательским программам вновь приобретённых Россией территорий и народов. Материалов было собрано и издано тьма. Ликвидировал рабство и работорговлю. Русская администрация прикладывала массу усилий для развития в Средней Азии самодостаточной экономической жизни. Например, русские специалисты вывели хлопководство на новый уровень агротехники. Скрестив местный сорт хлопка с американским они получили в 1884 году высокопродуктивный сорт и с 1907 года текстильная промышленность Россия стала работать исключительно на хлопке-сырце из Туркестана.