До недавнего времени одним из самых непонятных феноменов нашей планеты были скользящие камни (Sailing stones) двигавшиеся по высохшему водоему Рейстрейк Плайя находящемся в Долине смерти. Этот феномен знаком людям значительно больше столетия, но научное его изучение началось только после Второй мировой войны.
Первым делом удалось установить, что камни передвигаются один раз в 2-3 года, зато следы после этого заметны 4-5 лет. Если камень обладает поверхностью с ребрами, то он двигается прямолинейно с очень четким следом. Плоские камни "рыскают" в стороны, след менее четкий. Иногда происходит переворот камня "кверху дыбом", что видно по его отпечатку движения.
До начала прошлого столетия объяснение феномену было простое — камни движет Божья сила (это Божье ускорение умноженное на его же массу). Потом по миру началось становление электромагнетизма, им и попытались объяснить непонятное движение камней, некоторые из которых имели массу в несколько центнеров. Но электромагнетизм не дал внятного объяснения.
Начиная с 1948 года началось подлинно научное изучение скользящих камней. По предположению большинства специалистов середины 20 века в движении камней были повинны влажная почва и сильный порывистый ветер. Однако в 1955 году геолог Джордж Стэнли из университета Мичигана доказал, что камни весом в сотни килограмм таким способом сдвигаться не смогут. Вместе с коллегой он выдвинул теорию, что на дне может образовываться ледяная корка, если во время ежегодного заполнения озера водой неожиданно грянут морозы.
Изыскания велись долго. Удалось подтвердить наличие сильных ветров (до 145 км/ч) которые были способны двигать по льду даже низкие камни. Наконец, в 2014 году было доказано, что в морозные ночи на дне водоема образуются тонкие (примерно 5 мм толщиной), но большие (десятки метров в поперечнике) участки льда, которые могут двигаться под влиянием ветра и подледных течений. Эти участки льда и увлекают за собой находящиеся на них камни.
Уважаемые читатели! Если вам вдруг понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть, кликнуть по рекламе и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях.