Как бы украинцы с азербайджанцами не твердили иное, но это очень молодые нации, государственности которых, по сути, возникли только в XX веке и устоялись благодаря СССР. Как и любые только что созданные государства Украинская Народная и Азербайджанская Демократическая республики имели как союзников, так и "заклятых" врагов. Для первых таковыми стали большевики (т.е. Россия), для вторых - дашнаки (т.е. Армения). Но с советизацией в 1920-х гг. все это, казалось бы, ушло в прошлое. Однако перестройка, начатая в 1987 году первым и одновременно последним президентом СССР М. С. Горбачевым, возродила былое. У украинцев старые установки влились и стали доминирующими в общественном дискурсе значительно позже (только в 2014 году), чем у азербайджанцев (ещё в 1988 году).
Но от общего перейдём к конкретике.
Ощущение "что-то это знакомое" возникло, когда по всей Украине начали скакать "не москали". Дело в том, что кричалка "кто не скачет, тот москаль", которая стала не официальным (а может и официальным) лозунгом Евромайдана зимы 2013-2014 гг., уж очень напоминает на речевку, звучащую в Баку в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века на антиармянских митингах. "Кто не сядет, тот армянин" - твердили на бакинских площадях и толпы садились на корточки и вставали, повторяя это действие несколько раз.
Рубиконом для Украины стало убийство в одесском Доме Профсоюзов в феврале 2014 года противников майдана, а для Азербайджана - погромы армян в Сумгаите все в том же месяце феврале, но только 1988 года. Помимо месяца общим в обоих преступлениях является садистская жестокость, с которой расправлялись украинцы и азербайджанцы со своими "врагами".
Прославление убийц мирного населения и на Украине, и в Азербайджане происходит на государственном уровне. Примером подражания для украинцев стал Степан Бандера и его сторонники. У азербайджанцев отдельной личности такого же масштаба с руками по локоть в крови из прошлого не нашлось, но их более мелкого калибра как и ранее, так и в современности оказалось множество. Так погромщики армян в Баку в январе 1990 года шли убивать с криком "слава героям Сумгаита". Помимо сумгаитских, бакинских, кировобадских и других погромщиков примером для подражания в Азербайджане является и новые герои. Среди новых выделяется Рамиль Сафаров, зарубивший в феврале 2004 года спящего армянского офицера Гургена Маркаряна, вместе с которым проходил курсы по программе НАТО "Партнёрство во имя мира" в Будапеште (Венгрия).
Территориальная целостность обеих государств оказалась нарушена в результате собственных ошибок внутренней политики. Проводимая в Украине и Азербайджане политика дискриминации и притеснения соответственно русских и армян привела к их восстаниям, которые получили поддержку опять-таки соответственно России и Армении. Напомню, что Киев не вкладывался в развитие преимущественно русского автономного Крыма, как и Баку в автономию армянского Арцаха (Нагорный Карабах). На Украине, в том числе и в советский период, происходила активная украинизация русского населения, благо общность культуры, религии, языка, этнического происхождения этому способствовало. В Азербайджане же ассимиляция армян была невозможна из-за огромной разницы с азербайджанцами по всем выше перечисленным критериям и поэтому власти прибегли к политике вытеснения армянского населения с территорий исторической родины, оказавшихся под властью АзССР. Так если в Нахичеванской Автономной Республике на 1926 год армяне составляли 10,77% населения, то к 1989 году численность армян постепенно сократилась до 0,65%, а в Нагорно-Карабахской Автономной области соответственно с 89,24% до 76,92%.
Фальсифицируя историю как собственную, так и соседей украинцы и азербайджанцы преследуют одну и ту же цель - доказать в первую очередь самим себе древность и богатость своих культуры и истории, которая повлияла на соседей и/или которую присвоили себе враги. Тем самым производится попытка опровергнуть общепринятое представление о том, что эти народы сформировали относительно недавно и имеют огромный пласт влияния абсолютно во всем со стороны практически всех соседей. Именно из-за этого и возникают стебы о древних украх выкопавших Чёрное море и о толерантности азербайджанцев, в результате которой численность нацменьшинств снижается с каждым годом.
Одной из форм проявления политики переписывания является уничтожение или захват культурного достояние русских на Украине и армян в Азербайджане. На Украине уничтожают памятники видным советским деятелям, захватывают храмы Русской Православной Церкви. В Азербайджане же захват армянских храмов азербайджанцами, казалось бы, невозможен из-за разницы в вероисповедании, но и тут нашелся выход - приписывание церквей христианской Кавказской Албании, чьими наследниками себя объявили мусульмане азербайджанцы. А то, что невозможно приписать себе, уничтожается.
В 90-х годах XX века Запад дал понять Азербайджану, что не поддерживает агрессию против армян. Проявлением данной политики стал негласный (а где-то и вполне официальный) запрет на продажу тяжелых вооружений Азербайджану. Сегодня точно также западные страны выступают против прямой войны Украины с Россией. Причин тому много, но все они связаны с неминуемыми потерями, начиная имиджевыми и заканчивая финансовыми (в том числе от потока украинских беженцев). Но Запад это не что-то единое, монолитное. Поэтому Киев, как в свое время Азербайджан, делает ставку на Турцию, за которой очевидным образом стоит как минимум Британия. При этом украинские власти, как и власти Азербайджана, играют на противоречиях России и Запада для создания нужного себе общественного мнения.
И таких общих черт между Украиной и Азербайджаном достаточно много. До прихода к власти Зеленского была надежда, что в 40 миллионной Украине найдётся человек способный остановить превращение страны в очередной Азербайджан, где во главу угла ставится ненависть к "заклятому врагу". Однако теперь очевидно, что политика Украины находится вне зависимости от того, кто ее возглавляет.