Юлия Сальникова
Как-то по радио стали крутить французскую песню «Case depart». Леше из Омска она так понравилась, что мальчик, который до этого с трудом воспринимал звуки и большинство песен, стал просить ее у родителей снова и снова. Так в их семье хорошие песни стали называться словом «па». Произнести название песни полностью («Кос депа), 12-летний мальчик не может:
— Леша родился особенным. Он не может ходить, не может говорить, у него ментальные нарушения, — рассказали в омском Центре «Наши дети», где помогают ребятам, родителей которых врачи предупредили, что их ребенок никогда не заговорит.
Принять врачебный приговор не просто, но в некоммерческой организации уверены – есть много альтернативных форм общения. Некоторым родители учатся на своем опыте. Так, Леша научил их, что «па» — это чистая музыка, по радио, телевизору или из колонок, телефонное шипение мальчик не признает, он сумел показать, какие песни ему нравятся, а какие нет. «Па» — песни папы под гитару.
Таких слов в лешиной семье немало, брата Ваню, например, он зовет «вая» или «ва-ва». В Центр мама привела мальчика несколько лет назад. Благодаря занятиям родителям стало проще понимать его на бытовом уровне. Он научился отвечать «да» или «нет» на вопросы, различает цвета, форму, времена года, одежду.
— Дети могут мыслить образами, предметами – и общаться с их помощью. Задача специалиста – сформировать внутреннюю речь у неговорящего ребенка, — объясняют специалисты Центра.- Альтернативная коммуникация – карточки, предметы, все это во многом позволяет компенсировать отсутствие устной речи у неговорящего ребенка, развивает мышление, формирует внутреннюю речь.
В условиях пандемии общественники решили продолжить обучение, но в дистанционном формате. Проект «У монитора с пользой», поддержанный Фондом президентских грантов, стартовал в октябре и продлится до мая 2021 года.
Занятия нужны не только детям, но и родителям. Татьяна, мама шестилетнего Вадима, признается, что поначалу задания ей давались тяжело – приходилось проговаривать все, что она делает, для сына. Ведь то, что для большинства рутина, для «особенных» детей – чуть ли не квест.
— Если я на кухне – он сидит рядом в коляске. Я достала картошку и спрашиваю его: что мне с картошкой делать? И сын мне показывает, что сначала ее почистить, потом порезать и сварить. Так мы готовим суп, салат. Оладушки стряпаем, пирожки печем,- рассказывает мама.
Она надеется, что благодаря специалистам, мальчик когда-нибудь с ней заговорит. Пусть не словами, но глазами – у ребенка с ДЦП, сохранен интеллект, Вадим уже делает успехи на айтрекере — это занятия при помощи компьютерной программы, которая улавливает движение глаз и переводит их в текст или речь.
А бывает, что родители очень хорошо чувствуют своего «неговорящего» ребенка, знают, что из еды он сейчас хочет, угадывают каждое желание. Но тем тяжелее детям потом пережить момент, когда его вдруг перестают понимать.
— Лет до пяти я ее считывала на раз-два, — рассказывает Ольга, мама Маши, у девочки ДЦП. — С возрастом у Маши появились новые потребности, расширился круг интересов. Она один раз показала, чего хочет, а ее не поняли. Второй раз – не поняли. Потом начиналась истерика. Нам стал нужен какой-то альтернативный способ общения.
Девочку в Центре научили общаться через карточки, жесты и при помощи планшета. Маше стало гораздо легче изъясняться не только с родителями, но и с посторонними, она любит знакомиться с детьми, всегда «за» походы на концерты.
К новому году команда «Наши дети» готовит нужные подарки для 12 ребят: интерактивные игры, игровые наборы и коммуникативные карточки, которые помогут им выстраивать диалог с окружающими людьми.
👉 "ОТКРЫТЫЕ НКО" - подписывайтесь на наш канал и каждый день будьте в курсе новостей о Благотворительности в России ✔️