Сегодня мы коснемся очень важной темы для любого родителя - интернет и дети. Любой родитель так или иначе столкнулся с желанием ребенка пользоваться современными гаджетами и нет, наверное, уже такой семьи, где ребенок с малых лет не знал бы такой игрушки. Что такое информационная гигиена и как защитить ребенка от ненужных фактов и плохих новостей, если они уже вовсю пользуются телефонами и планшетами? Поговорим об этом с нашими экспертами.
Своим мнением делится эксперт Ольга Гюрер, основатель "Института Человека Астро Энерго Синтез".
Многие родители начинают осознавать, что различные гаджеты в раннем возрасте вредны ребёнку. Они понимают, что в какой-то момент выпустили “джина из бутылки”, и теперь им сложно контролировать поток информации, который сыплется на их чадо из современных девайсов.
Родители в растерянности. С одной стороны, грубо отбирать телефоны и планшеты - означает ссориться с детьми, с другой - их скрюченные тела с неправильной осанкой и «зависание» в телефоне - ситуация, которую хочется исправить.
Прежде всего, в таких обстоятельствах родителям стоит посмотреть на самих себя со стороны и понять, как они воспринимают информацию, которая приходит к ним и что они с ней делают. Дети подсознательно копируют родителей во всём, в том числе и в восприятии окружающего мира.
Родителям стоит вспомнить, когда и зачем они дали первый раз гаджет ребёнку и что стояло за этим действием: желание заняться своими делами, нежелание общаться с сыном или дочерью, потакание их капризам или элементарное чувство “быть как все”. Взрослым важно увидеть возможные последствия этих действий для детей.
Маме и папе, которые обеспокоены будущим ребёнка, важно понять, как информация сказывается на них самих. Если они чувствуют поднятие настроения, призыв к конструктивному действию или размышлению, когда узнают что-то новое и полезное, то такая информация благодатна и для детей. Они могут заострить внимание на ней, поговорить и обсудить понравившуюся тему, чтобы узнать и понять восприятие ребёнка. Так он привыкнет полученную информацию анализировать и делиться ею с близкими.
Но в сложившейся повсеместно ситуации с гаджетами, дети, как и взрослые, становятся заложниками искусственно созданной виртуальной жизни и постепенно теряют интерес к реальному миру.
Если ребёнок смотрит и слушает, то что, по вашему мнению, ему вредно, то постарайтесь сначала делать это вместе с ним. Задавайте вопросы, чтобы понять, что привлекло его в данной информации и почему именно ее он слушает и смотрит. Постарайтесь поставить себя на место ребенка, чтобы по-настоящему услышать его точку зрения и далее, не ругая и запрещая, объясните, почему эта информация ничего ему не даёт, а только мешает объективно смотреть на мир.Таким образом, вы будете в курсе образа мыслей детей, а они постепенно смогут вам доверять, что облегчит общение и поможет защитить от негативных новостей.
Мария Полубелова, мама дошкольника, педагог дошкольного образования, автор проекта "Мама, поиграй со мной" (https://vk.com/mama_poigrai или https://vk.com/mozjechok):
Совсем защитить от негативной информации не получится. Дети очень внимательные и слышат все, что происходит вокруг. Даже случайная фраза в новостях по радио может целиком завладеть их мыслями. Поэтому намного важнее - это научить детей работать с информацией. Вот малыш случайно открыл ролик в YouTube и прибежал с криками: "Мама, а правда Титаник утонул, потому что на борту была мумия? Мне страшно." Прекрасный повод показать ребенку, что факты надо проверять. Обратитесь вместе к поисковику и найдите опровергающую информацию. Безусловно, только этого недостаточно. Надо в принципе развивать логико-понятийное мышление. А еще вкус, избирательность, целеполагание. Их наличие сильно сузит круг просматриваемых материалов. Как ни странно, но способность владеть своими эмоциями тоже важна. Если ребенок может отстраниться эмоционально от получаемой из интернета информации, то сможет и оценить ее трезво. Контроль со стороны родителей должен оставаться длительное время. Пускать использование гаджетов и интернета на самотек опасно. Кроме того существуют сервисы, которые ограничивают контент для детей. В то же время их использование не исключает всего вышесказанного.