История, пожалуй, самого скандального игрока началась в 1991 году. Или 1989? Доподлинно неизвестно сколько сейчас лет Кокорину. Еще в 2013 году появилась информация, что возраст Кокорина переписали, скостив пару лет, чтобы он выигрывал конкуренцию у младших товарищей. Документально это, конечно, не подтверждено, но никого это не удивило. И это открывает первую проблему российского футбола – детский спорт.
При отборе в детско-юношеские школы, тренеры и скауты зачастую путают одаренность и физическое развитие. Простой пример: отбор в группу 2015-го года рождения. Два ребенка – один родился в январе, другой в декабре. Во время отбора первому ребенку будет почти 6 лет, а второму чуть за 5, и ничего удивительного, что у первого будет преимущество в физическом развитии, и скорее всего тренеру приглянется именно он. По статистике 43% учащихся ведущих российских спортивных школ родились с января по март.
И переписывание возраста является отличным способом успешного прохождения отбора, потому что конкурировать нужно с младшими и менее развитыми детьми. При этом вся система отбора оставляет за бортом большое количество талантливых футболистов из-за однобокого взгляда на будущих футболистов.
Кокорин приехал в Москву в возрасте 9-ти лет на просмотр в школу московского «Спартака» и понравился тренерам. Он остался бы в академии «Спартака», если бы ему предложили проживание. Но жилье ему не дали и Александр отправился в академию «Локомотива», где стал одним из самых талантливых молодых футболистов.
Казалось бы хэппи-энд, если бы не одно но. Не каждому ребенку под силу пройти отбор в обе ведущие футбольные школы страны. Кокорину это удалось, но, возможно, множество детей после столкновением с неидеальной инфраструктурой детского спорта пропали и не радуют нас сейчас на футбольном поле.
Поиграв за молодежку «Локомотива», Кокорин ушел в основу московского «Динамо», где стремительно стал звездой и главной надеждой русского футбола. Соответственно подросла и зарплата, а из-за лимита на легионеров, подросла несоизмеримо. И понеслись скандалы один за другим. То фотографии целующихся Кокорина и Мамаева, то празднование в Монте-Карло после провала сборной, там и гонки по встречке, и стрельба на свадьбе. И как вишенка на торте прогулке по Москве, прерывающаяся на избиение людей, и как результат – лишение свободы. И даже после всего этого, Кокорин уезжает на Мальдивы, оплачивая куче народа билеты, чтобы тренироваться и проходить реабилитацию именно там. Ибо он рок-звезда и весь мир у его ног.
И это обнажает одну из главных проблем нашего футбола – лимит на легионеров. Независимо от твоего старания, результатов, прогресса, ты получишь место в каком-нибудь клубе только из-за паспорта, и будешь получать больше, чем иностранцы. Для справочки, иранский нападающий «Зенита», возглавляющий список бомбардиров, получает в два раза меньше Кокорина. И еще более показательный пример – Дзюба и Азмун. Иранец, вот уже три года забивающий больше Дзюбы, получает 1,5 миллиона евро в год, а россиянин 3,6. Из-за лимита на легионеров у нас необоснованно растут зарплаты русским игрокам, расхолаживая их, и ставя перед выбором остаться в России и получать кучу денег, либо уехать в Европу с заметным снижением доходов, но прогрессировать профессионально.
И еще одна проблема лимита на легионеров, которую освещает карьера Кокорина – стоимость игроков с российским паспортом. В 2016 году Кокорин мог продолжить карьеру в лондонском «Арсенале» или питерском «Зените». «Динамо» заключило сделку с клубом из северной столицы, потому что англичане предлагали рыночную стоимость за игрока, а сине-бело-голубые, с поправкой на нужный паспорт. Вот и сейчас итальянская «Фиорентина» проявляла интерес к Кокорину, но «Спартак» выставил ценник в 15 миллионов евро, хотя стоимость игрока, согласно трансфермаркету всего 6.
Вдумайтесь, только наличие гражданства увеличивает стоимость футболиста в 2,5 раза, но, к сожалению, только на внутреннем рынке, что мешает ему уехать в топовый чемпионат и расти профессионально.
Александр Кокорин очень интересный футболист, но, к сожалению, не на поле, а как показатель проблем российского футбола, и как пример футболиста, просравшего великую карьеру, ради бабок, шампанского и клубов.