Когда в конце 80-х на видео, а потом и на телеэкранах появились такие американские фильмы, как "Красная жара", "Рокки", "Красный рассвет", было очень смешно смотреть как американцы представляют себе советских людей. На экранах были хмурые, грубые люди, одетые во всё серое, с каменными лицами, которые ни при каких обстоятельствах не могла озарить улыбка. Это была просто комедия. Трудно было себе представить, что так можно исказить нашу жизнь и образ наших людей.
Однако в наше время стараниями уже наших деятелей СМИ и культуры, прежде всего, благодаря современным фильмам и сериалам про советское время, такой образ советских людей уже не кажется какой-то неудачной гипертрофированной пародией. Более того, выросло поколение людей, которые считают, что советские люди выглядели именно так.
Более того, они утверждают, что советская официальная пропаганда была направлена на формирование образа советского человека как сурового идейного труженика, которому были чужды простые человеческие радости, в том числе и улыбки, в отличие от цивилизованного представителя западной демократии и рыночной экономики.
Ну что ж, давайте сравним американскую и советскую пропаганду, через рекламу товаров, услуг и образа жизни. При чем обратим особое внимание на прекрасную половину человечества.
Начнем с американцев.
Ну, что ж, сексуально!
А вот американские вариации на тему "Родина-Мать зовет!" Девушки как будто только встали с постели. А на первом плакате образ полураздетой девушки дополнен еще и полуголыми телами мускулистых мужчин.
А вот американские домохозяйки, сексуальности немного по-меньше, им же еще и детей растить, но этот неизменный признак рекламы американского образа жизни все равно присутствует.
Такое впечатление, что они сейчас все бросят и пойдут работать над пополнением семейства, хотя в американской рекламе практически всегда стандартно два ребенка.
А теперь посмотрим несколько журнальных и выставочных фотографий из жизни американцев.
Все в том же стиле!
Резюмируем. Американской пропагандой жизнь в США преподносилась как жизнь в обществе «изобилия», «свободы», в «государстве всеобщего благоденствия», поэтому все должно быть сыто и красиво. Но явно чувствуется некая однообразность американской пропаганды и зацикленность на сексуальности. По-видимому, другие человеческие качества американским пропагандистам не казались достаточно привлекательными и достойными отражения. Очевидно, в связи с тем, что в отличие от сексуальности они не связаны с потреблением и не имеют денежного эквивалента.
Теперь посмотрим какой образ советского человека формировался средствами советской официальной пропаганды, включающей в себя рекламу.
Прежде всего развенчаем миф о том, что "советские не улыбаются и не смеются". Как видите улыбаются и даже очень. А на первом плакате, не просто улыбка, там разлито просто какое-то вселенское счастье.
Также не оправдывает себя и тезис о том, что советские люди это серые, невзрачные, асексуальные существа.
Вот, реклама, говорящая об обратном.
Еще примеры советской яркой рекламы, мало чем уступающей американской.
А вот реклама отдыха советских граждан. Все очень стильно.
И, наконец, пропаганда труда, которая, по мнению, некоторых представителей нового поколения, должна была рисовать советского человека в качестве винтика в тяжелом и унылом плановом производстве. Однако, на самом деле, советская пропаганда исходила совершенно из другого постулата, а именно из того, что "счастье - в труде".
И "идейные" фотографии: милые девушки в буденовках, вручение комсомольского билета и демонстрация 7 ноября, бесконечно далеки от уныния.
Подведем итог. Советская реклама и пропаганда образа жизни была не менее яркой, чем американская. Все штампы, типа того, что "советские не улыбаются", что жизнь советского человека была серой, идеологизированной, ориентированной на безрадостный механический труд, и что именно такой образ сознательно формировала советская власть, полностью не соответствуют действительности.
Отличия американской и советской пропаганды заключаются в том, что реклама американского образа жизни довольно однообразна и зациклена на пропагандировании сексуальности, при чем в ее навязчивой и достаточно откровенной форме. Советская пропаганда гораздо более разнообразна, здесь есть место и внешней и внутренней красоте человека. Главным лейтмотивом советской рекламы является душевность и человечность. А вот американской рекламе этого как раз и не хватает.
Читайте статью о скитаниях в Праге в поисках пищи Русофобы ли чехи? Проверили на своем желудке
Читайте статью Прага - "сказочный" город! Почему мне это не показалось
Фото взяты с Яндекс.Картинки в открытом доступе.