Найти в Дзене
Тедан Даспар

[Мысли вслух] "А вот раньше..."

Я вас категорически приветствую. С вами - Тедан Даспар. Некоторое время назад вышла игра "Cyberpunk 2077". Вышла, и на неё сразу вылился ушат хейта. А всё почему? А потому, что игра оказалась сырой, кривой и не оптимизированной. На PS4 - так и вовсе неиграбельной (сейчас, вроде как, она даже удалена из магазина Сони, а покупателям начинают возвращать деньги).

И "Киберпанк" - далеко не единственный (в последние годы) случай релиза сырой игры. По уровню сырости, возможно, "Киберпанк" и затмил всех, но всё же... Из "свежачка" можно вспомнить крайних "Ассассинов" . "Ассассины" на старте тоже демонстрировали сырость и баги. "Watch Dogs: Legion", кстати (если уж вспоминать игры от Юбисофт), тоже на релизе отметился шероховатостями (тут уж ничего конкретного сказать не могу - целенаправленно за ним не следил).

И это - только "свежачки". Так-то - довольно часто за последние годы случается, что на релизе игра напоминает продукты из "раннего доступа" (вспомнить тот же "Fallout 76"). И встаёт вопрос: а почему так происходит? И ответ - интернет (почти стих). Сейчас объясню конкретно. Раньше (в скажем так, времена игр на носителях), если игру выпустили, то уж выпустили. Интернет был не так широко распространён, и если разработчики и издатели не хотели серьёзных репутационных и экономических проблем, то игру надо было выпускать в законченном и работоспособном виде. Ведь если игра выйдет сырой, то придётся выпускать (опять же на носителях) патчи для неё (опять - затраты), а то и вовсе - отзывать тираж из магазинов, возвращать деньги и повторно издавать уже пропатченную версию (ещё большие затраты). А во времена широкодоступного интернета - всё проще. Складывается такое впечатление, что среди игроделов начала восприниматься, как норма идея, что можно и сырую игру выпустить, а патчи игроки потом догрузят (побыв некоторое время "беттатестерами на энтузиазме").

Однако, заявлять, что "стартовая сырость" - проблема исключительно современного игростроя было бы неверно. Возможно, сейчас "недоделки" и выпускаются чаще, но и раньше (при учёте экономического и репутационного ущерба) выпускали сырые (а порой - весьма сырые) игры.

Из личного опыта могу вспомнить "Vampire. The Masquerade. Bloodlines". Через пару месяцев после релиза приобрёл пиратскую копию релизной версии. Приобрёл, а запустить так и не смог: игра заявила что-то из области, что не нравится её моя видеокарта, а ещё больше не нравится мой монитор (причём до такой степени, что монитор она даже распознавать не будет). Тогда-то я это списал на то, что игра была кривоспирачена. Но уже несколько позже (во времена доступного интернета) натыкался я на сообщения, что это - одно из возможных проявлений кривизны самой игры.

-2

А был ещё "S. T. A. L. K. E. R."... По слухам, релизная версия игры была весьма кривая, косая и сырая. Сам-то играл в версию "один-точка-что-то-там". Но и в ней было порядочно багов (в том числе и критических).

Но если проблема "сырого старта" не нова, то почему сейчас она обострилась? Ответ - опять же интернет. Во-первых, как я уже сказал, складывается такое впечатление, что среди игроделов начала восприниматься, как норма идея, что можно и сырую игру выпустить, а патчи игроки потом догрузят. Во-вторых - реклама и "сплетне о будущем проекта". С широко доступным интернетом - больший простор для рекламы. Где я мог наткнуться на рекламу той же "VtMB"? В журналах, посвящённых видеоиграм (которые, не всегда мог себе позволить). А где я мог наткнуться на рекламу "Cyberpunk 2077"? Да она практически из каждого утюга была (если утюг, конечно, подключен к интернету). Ну, и в-третьих, скажем так, поле для общего резонанса. Вышли "Вампиры" криво-косыми, народ тихонечко побухтел, успокоился, а энтузиасты и сотрудники (в том числе и бывшие) Troika Games сели допиливать и шлифовать игру. И по сей день допиливают и шлифуют. И сейчас (через кучу лет после релиза и закрытия студии) игра даже похожа на то, что задумывалось в начале разработки. Того и гляди - кооп приделают (если уже не приделали). А что теперь? Теперь выходит "Киберпанк". И начинается дикое бурление: "Игра кривая, игра косая, на PS 4 не работает, позор Редам!". И бурление это активно поддерживается и вызывает резонанс. А всё потому, что нынче народу стало проще высказать своё "фи", и это высказывание получит больший отклик (дойдёт-то до большего числа людей).

Что сказать в итоге? Конечно, сырых релизов, возможно, и стало несколько больше. Но проблема, на мой взгляд, не в самой сырости ряда современных игр, а в той шумихе, которая вокруг этой сырости поднимается. А на этом - всё. С вами был Тедан Даспар. Всем спасибо за внимание.