Найти в Дзене
Музыка нас связала

Первый демарш Сергея Шнурова

Потом их будет несколько. Финальная точка - окончательный роспуск группы "Ленинград". Хотя, конечно, ни в чем нельзя быть уверенным, и, возможно, однажды Сергею снова захочется стадионного тура.
Но если говорить о первом прецеденте такого рода, то я стал его свидетелем и даже отчасти соучастником.

Потом их будет несколько. Финальная точка - окончательный роспуск группы "Ленинград". Хотя, конечно, ни в чем нельзя быть уверенным, и, возможно, однажды Сергею снова захочется стадионного тура.

Но если говорить о первом прецеденте такого рода, то я стал его свидетелем и даже отчасти соучастником.

В 2009 году Сергей Шнуров зашел к нам в клуб "Сочи" с деловым предложением. Я рассказывал уже у себя в канале, что в свое время я был директором группы "Ленинград", первым, а затем работал вместе со Шнуровым в ПР-отделе "Радио Модерн". Грубо говоря, мы с ним были неплохо знакомы. Но пути наши давным-давно разошлись, каждый путешествовал в своем направлении.

К 2009 году "Ленинград" был уже на пике популярности, а, судя по тому как долго он там находился, можно даже ввести для это случая новый термин - "плато популярности". Уже тогда "Ленинград" теоретически мог организовать стадионный тур по крупным городам России и собрать аншлаги. Просто стадионы для такого тура в 2009 году еще были не готовы.

Сергей Шнуров
Сергей Шнуров

И вот в этот самый момент, Шнуров предпринимает радикальный шаг, который тогда разделил его поклонников на два лагеря. Одни называли его сумасшедшим и были сильно расстроены. Другие, я в их числе, испытали к нему еще большее уважение. В общем, Сергей решил на самом взлете "Ленинграда" остановить проект и собрать новый ансамбль "Рубль".

К нам в клуб он пришел с предложением устроить первый официальный концерт "Рубля". В моей памяти отложился тот факт, что в "Сочи" было запланировано именно дебютное появление проекта на публике, но на днях в диалоге с приятелем, я узнал, что вроде как до "Сочи" "Рубль" все же уже выступил в клубе "Грибоедов". Я не буду спорить, потому что память в последнее время упускает некоторые детали.

Группа "Рубль"
Группа "Рубль"

Но так или иначе именно первый большой концерт, с расчетом забить клуб под завязку, был затеян именно у нас. На мой вопрос Шнурову, с чем связано такое решение, он сказал коротко - "за..бало". Вполне веская причина, которая не предполагает дальнейших распросов.

Такой шаг, конечно, был большим ударом для его коллег по "Ленинграду", но в целом, в тот момент, они восприняли этот демарш достаточно хладнокровно. В конце концов, у ребят были тогда свои проекты - Spitfire, ПреZтиж, Ska Jazz Review и другие - да и с точки зрения потраченного времени жизни в процентном соотношении со всей этой жизнью в целом, статистика была не столь высокая, как например в момент прошлгоднего роспуска "Ленинграда".

Роман Парыгин, на тот момент предводитель групп Spitfire, PreZtizh
Роман Парыгин, на тот момент предводитель групп Spitfire, PreZtizh

Что же касается самого "Рубля", я и многие мои друзья пришли в полный восторг. К моменту описываемых тут событий "Ленингрд" уже превратился в достаточно выхолощенный проект, который существовал по инерции и уже был больше про маркетинг, чем про творчество.

С "Рублем" же все обстояло ровно наоборот. Крутейшие песни, лютый хардкор пополам с панк-роком, лаконичный состав без намека на духовые, очень акутальные и злые тексты, и - самое удивительное! - практически 95процентный отсев аудитории. Примерно представляя на что он идет, Шнуров и условия для концертов выставлял крайне дружеские. ЗА первое выступление мы просто отдали выручку со входа. В дальнейшем - а делали мы концерты "Рубля" еще раза два-три, - группа просила скромнейший гонорар, в десятки раз меньший, чем за выступление "Ленинграда".

Концерт группы "Рубль"
Концерт группы "Рубль"

Как я и написал, при всей крутости проекта, аудитория его крайне уменьшилась. И первое время он прокатывал на кураже. Шнурова по-настоящему "перло" от возможности соскочить из несущегося на всех парах состава "Ленинграда" на обочину и делать совершенно новую музыку. К тому же, я думаю, в глубине души, Сергей рассчитывал, что набранной за годы концертов инерции популярности его личного бренда хватит, чтобы втащить и "Рубль" на соответствующее плато. Но этого не происходило. Д, и не могло произойти. Возможно, в первые в жизни Шнурова подвела маркетинговая чуйка.

Все же кроме силы привычки, в музыке нашими народными массами руководит еще одна сила - страсть к простым караоке-песням с элементами цыганщины и балагана. Панк-рок, будь он исполнен хоть самим Путиным, не имеет в нашей стране никакого коммерческого потенциала.

И вот где-то через полгода, когда "Рубль" отыграл десяток концертов, получил спецприз от премии Курехина, но все так же топтался в клубах с вместимостью до пятисот человек, и настал момент, который продемонстрировал, чего же больше в артисте Шнурове - искусства или бизнеса. Закономерно победил бизнес.

Шнуров вновь собрал прежний состав "Ленинграда", чтобы оттрубить с ним еще целых десять лет, расширяясь все больше и захватывая уже вообще весь шоу-бизнес. Слоган для этого воссоединения был придуман точный, циничный и одновременно изящный: "снова живы для наживы".

И никто не может за это его осудить. Скорее всего, на месте Шнурова каждый из нас поступил бы точно так же.

Шнуров снова собрал "Ленинград" под изящным и честным слоганом
Шнуров снова собрал "Ленинград" под изящным и честным слоганом

Правда, я знаю несколько примеров другого поведения. Например, группа "Самое Большое Простое Число", никогда правда не собиравшая стадионов, но став способной получить на концерте аудиторию в тысячу человек, вдруг, в году примерно 2010, вообще ушла от электронного звучания и, взяв в неумелые руки гитары, стала петь песни "под Цоя", распугала большую часть поклонников, но шла напролом так упорно и так увлеченно, что в итоге все равно вернулась на свой уровень, даже выше. Легко собирает две-три тысячи человек, а еще время от времени, как ступени ракеты, отбрасывает от себя того или иного участника, который продолжает делать что-то новое. Один, Илья Барамия, - группу "Аигел" - очень успешную. Другой, Саша Зайцев - в основном ноунэйм-проекты для ста человек. Но все они чувствуют себя прекрасно.

На концерте "Самого Большого Простого Числа"
На концерте "Самого Большого Простого Числа"

Вне маркетинга. Но внутри искусства.