Как-то на досуге, читая "Исповедь" Л.Н. Толстого о мучительных поисках смысла жизни, наталкиваюсь на такие строки: "Первый выход есть выход неведения. Он состоит в том, чтобы не знать, не понимать того, что жизнь есть зло и бессмыслица;
Второй выход -- это выход эпикурейства. Он состоит в том, чтобы, зная безнадёжность жизни, пользоваться покамест теми благами, какие есть, не смотреть ни на дракона, ни на мышей, а лизать мёд самым лучшим образом, особенно если его на кусте попалось много.
Соломон выражает этот выход так: "И похвалил я веселье, потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. "Итак, иди ешь с веселием хлеб твой и пей в радости сердца вино твоё... Наслаждайся жизнью с женщиною, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, во все суетные дни твои, потому что это -- доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем... Всё, что может рука твоя по силам делать, делай, потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости".
Дальше Лев Николаевич описывает, что мирская суета безнадёжна, жизнь - это прежде всего безысходность, но к окончанию монолога находит в себе силы отказаться от мыслей о самоубийстве, видит утешение в христианской вере. На протяжении всей исповеди со многими выводами великого автора можно поспорить. Но, благодаря этому произведению, меня заинтересовала философия Эпикура (хотя Толстой пишет об эпикурействе явно в негативном ключе).
Надо заметить, что особенно у знати в 19 веке, в обыденной жизни, эпикуреизм означал особый стиль жизни, связанный с радостями, удовольствиями, комфортом, высоким уровнем обеспеченности, изысканности (эпикурейство). В современной этике идеи эпикуреизма используются для обозначения гедонизма, эгоизма, утилитаризма.
Так что на самом деле несёт это филосовское учение?
В конце IV века до н.э. Эпикур (341-270 д.н.э.) основал в Афинах, в самом расцвете эпохи эллинизма, филосовское течение эпикуреизм. В нем он развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах.
Эпикурейцы жили в саду, от этого получили своё наименоваие "философы сада". Эпикур призывал человека соизмерять удовольствие, которое он получает в результате какого-то поступка, с возможными его последствиями. При этом Эпикур подчеркивал, что наслаждение вовсе не обязательно совпадает с чувственным удовольствием. Удовольствие приносит дружба, восприятие искусства. А также предпосылками к удовольствию являются следование таким старинным идеалам, как самообладание, умеренность, душевное равновесие. Ведь страсть следует обуздать, а душевное равновесие помогает переносить боль.
Эпикур не верил, что люди могут рассердить богов. Он утверждал, что боги слишком могущественны, чтобы их беспокоили действия смертных. Вместо этого он считал богов образцом для подражания для человечества. Он утверждал, что нужно попытаться достичь их уровня счастья и самореализации. Идея Эпикура заключалась в том, что добро следует делать ради самого блага, а не из-за угрозы наказания. Он видел вину, как препятствие на пути к истинному счастью.
Известный норвежский писатель и публицист Юстейн Гордер пишет: К саду Эпикура тянулись люди, страдавшие от религиозного страха. Кстати неплохим средством против религии и предрассудков оказалось учение Демокрита об атомах. Не менее важно для хорошей жизни было и преодоление страха смерти. Тут Эпикуру пришёлся кстати тезис Демокрита о существовании "атомов души". По Демокриту - жизни после смерти не существует, поскольку "душевные атомы" мгновенно рассеиваются во все стороны. "Смерть не имеет к нам никакого отношения, - просто говорил Эпикур, когда мы живы, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет".
В I веке н.э. данная философия перетекла в Рим. Эпикуреизм был популярен и имел большое число последователей, однако распространенность учения повлекла за собой его вульгаризацию и смягчение этической доктрины. Многие последователи Эпикура предались безудержной погоне за наслаждениям. Их лозунгом стал призыв "Лови мгновенье!" Сегодня слово "эпикуреец" означает "прожигателя жизни".
Неизвестный автор в произведении «Зерцало древней учености», защищая Эпикура от клеветы, писал о нем: «Он, как многие объявляют, полагал истинное человеческое блаженство в доброй совести, не знающей никакой за собой вины. Но как он умер, то ученики его, телесную похоть и сластолюбие, скотам более приличествующее, за верх блаженства человеческого почитать начали».
Князь Петр Шаликов в статье «Эпикур» писал, что учение этого афинского философа было извращено его противникамии за то, что он «открыл хитрости академиков, ребячество диалектиков и суетность стоиков».
Думаю, что полностью соглашаться с выводами Эпикура, Л.Н.Толстого или стоиков ошибочно. Истина всегда где-то посередине. Неспроста существует понятие "Золотая середина".
На мой взгляд, незамедлительное признание писательства Толстого, бурная молодость и дальнейшая плодотворная жизнь сыграли злую шутку с Львом Николаевичем. Он не обивал пороги издательств с рукописями под мышкой, у него прекрасно сложилась военная карьера, он пользовался любовью женщин и у него только законнорожденных, 13 детей. Казалось бы , жизнь удалась во всём. Смысл жизни обретён с лихвой в бессмертных произведениях и в потомстве. Но вот тут и кроется огромная ирония колеса у прялки Макоши. Когда у человека есть всё, стремиться больше не к чему и жить становится незачем! Скучно. А так как Толстой всегда тяготел к босоногой мужицкой простоте, учение христианства с его мучениями, ограничениями для отрезвления пресытости и роскоши Толстому подошло, как никакое другое.
А в доводах Эпикура присутствует вполне здравая мысль про наслаждение жизнью. Если гасить свои желания, истязать своё тело кнутами и постами. Если не любить жить, не получать от себя, от своих действий и от мира вокруг удовольствия, то это предательство и издевательство по отношению к себе.
Каждый ищет и найдет для себя золотую середину. Опасно скатываться в крайности.
В языческом, родноверческом мировозрении соединяются, на мой взгляд, более логичные и жизненные знания о всём вышенаписанном. Что говорит о более ПРАВИЛЬНОМ древнем знании наших пращуров. В язычестве есть понятие души, а значит смерть не конечна. Есть понятия наслаждений и радостей обычным земным вещам. Есть понятие совести. Язычество объединяет духовную и телесную составляющую человека так, что становится радостно и за первое, и за второе.
Язычество не говорит, покайся, если у тебя есть деньги. Напротив, предки счастливы, если ты, их потомок, в достатке. Они для этого и жили. Язычество не говорит, стыдись своих сексуальных желаний. Пращуры и сама природа счастливы, если у тебя есть любовь и физическая сила. Язычество не говорит, что тебя изжарят в аду. Живи по совести, живи так, чтобы не было стыдно не перед предками, ни перед потомками.
Понравилась статья? Палец вверх!