2,3K подписчиков

Петербургский трамвай

252 прочитали

Всем привет! С Вами Блог Петербуржца - канал о городе на Неве и не только.

Памятник «Конка» на Васильевском острове.
Памятник «Конка» на Васильевском острове.

Сейчас трамвай во многих городах мира переживает самый настоящий ренесанс (города бывших союзных республик это не касается). Но с чего всё начиналось? Конечно же с конно-железной городской дороги!

Впервые она появилась в США: в Балтиморе, в 1832 году.

Но сегодня речь пойдёт о городе на Неве.

В 1860 году город получил первый вид рельсового уличного транспорта — конно-железную дорогу, или в простонародье конка. Изначально она предназначалась для грузовых перевозок, но уже с 27 августа 1863 года конка стала перевозить и пассажиров. Среди первых пассажирских линий были: площадь Восстания — Невский проспект — Стрелка Васильевского острова; Адмиралтейская площадь — Конногвардейский бульвар — 6-я линия; Никольская площадь — Садовая улица — Невский проспект.

Конка в Санкт-Петербурге. Фото из свободных источников.
Конка в Санкт-Петербурге. Фото из свободных источников.
  • Так выглядели первые конки в Санкт-Петербурге, фото с рисунка 60-х годов XIX века. На верхнюю площадку поначалу забирались именно таким способом. Иногда спускавшийся пассажир вставал ногой на голову поднимающегося.

Несмотря на невысокую скорость (не более 8 км/ч), новый транспорт пришёлся жителям по вкусу — к моменту пуска первой линии электрического трамвая, конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. Интервал движения обычно составлял 10—15 минут, но на окраинах мог составлять полчаса и более. Линии конки были однопутными с разъездами каждые 1— 1,5 км, лишь на оживлённых магистралях прокладывались 2 пути. Никаких оборотных колец на линиях конки не было, линия просто «обрывалась». Доехав до «обрыва», конюхи просто перепрягали лошадей на противоположную сторону и ехали назад, так как вагон конки был симметричен.

Конка на Аничковом мосту через реку Фонтанка
Конка на Аничковом мосту через реку Фонтанка

Однако у конки был один очень существенный недостаток - лошади... Вернее не сами четвероногие создания, а процесс их жизнедеятельности. Представьте себе Невский проспект посреди которого лежит и благоухает... Ну Вы и сами поняли что)). Поэтому постоянно искали альтернативу конной тяге. Были опробованы пневматические и паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, канатный привод и электромоторы и даже сжатый воздух. Относительную популярность завоевали канатные (действовали в десятках американских городов) и паровые трамваи. Последние применялись и в Санкт-Петербурге с 1886 по 1914 год.

Трамвай (вернее наверное трамвайный поезд?) в Санкт-Петербурге. Фото из свбодных источников.
Трамвай (вернее наверное трамвайный поезд?) в Санкт-Петербурге. Фото из свбодных источников.

В 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и Второму Муринскому проспекту была проложена первая линия парового трамвая или в простонародье — паровика, хотя официально эта линия называлась «линия паровой конно-железной дороги». Паровик имел ряд преимуществ перед конкой: более высокая скорость, большая мощность (что позволяло прицеплять к одному паровозу до четырёх вагонов). Из-за сопротивления владельцев конок и появления электрического трамвая, паровик не получил развития — линия парового трамвая от площади Восстания до села Рыбацкого по нынешнему проспекту Обуховской обороны стала последней. Также в начале 1880-х годов была проложена линия паровика по набережной Лиговского канала. Паровозы паровиков хранились в Выборгском коночном парке. Как пассажирский транспорт паровой трамвай ненамного пережил конку (последний рейс в 1922 году), однако он снова появился на улицах блокадного Ленинграда для перевозки грузов и вооружения.

Ледовый трамвая через Неву. Фото из свободных источников.
Ледовый трамвая через Неву. Фото из свободных источников.

Как мы знаем, прогресс не стоит на месте и уже в 1880 году по путям конки впервые был экспериментально пущен трамвай на электрической тяге. Многие с нескрываемым энтузиазмом ждали развитие электротранспорта, однако из-за ряда причин развитие трамвая на электрической тяге остановилось. Во-первых, не были решены многие технические вопросы, а во-вторых, владельцы конно-железных дорог не считали нужным вкладывать деньги в "сомнительное предприятие".

И чтобы не ущемлять права Акционерных обществ, которые управляли конками, первый электрический трамвай был пущен в 1895 году по льду через Неву, поскольку закон ограждал коночников от конкуренции на улицах города. Шпалы, рельсы и столбы для контактной сети врезались прямо в лёд.

Трамвай на электрической тяге в Санкт-Петербурге. Фото из свободных источников.
Трамвай на электрической тяге в Санкт-Петербурге. Фото из свободных источников.

В 1898—1902 годах имущество товариществ конно-железных дорог перешло в собственность города. Уже в 1898 года была создана комиссия по проработке проекта запуска в Санкт-Петербурге электрического трамвая. При проектировании пытались учесть опыт городов, в которых трамвай уже существовал, кроме того, нужно было реконструировать множество улиц и мостов. 29 сентября 1907 года было открыто регулярное движение электрического трамвая по улицам Санкт-Петербурга.

К 1914 году трамвай уже ходил почти по всем основным улицам города; он появился на Лиговском проспекте, улице Восстания, набережной Обводного канала, улицах Кирочной, Захарьевской, Шпалерной, Тверской, Некрасова и некоторых других. Была электрифицирована и модернизирована линия паровика на Большом Сампсониевском проспекте.

Во время блокады Ленинграда, трамвай стал единственным общественным и основным транспортом блокадного города: в частности, на нём осуществлялась доставка бойцов прямо на линию фронта и вывоз раненых. По трамвайным рельсам ходил маленький бронепоезд и паровозы, которые подвозили боеприпасы. Только за один сентябрь 1943 года трамваем было перевезено 800 тысяч человек. В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырёх с половиной тысяч человек. К концу 1943 года (после прорыва блокады) в городе работало 20 маршрутов.

К концу 1980-х протяжённость путей составляла около 600 км, на линию выходили 67 маршрутов!

Однако с 1992-года по 2007 год, трамвайные линии заметно сократились и были разделены на три отдельных локации. Трамвай практически покинул центральные улицы Санкт-Петербурга... (читайте об этом отдельную статью)

На сегодняшний день власти города признают, что ликвидация трамвайных линий была огромной ошибкой. Развитие трамвайной инфраструктуры является ключевым направлением в развитии общественного транспорта в Санкт-Петербурге.

Трамвай "Витязь-М" на маршруте №60 на Петергофском шоссе. Фото из свободных источников.
Трамвай "Витязь-М" на маршруте №60 на Петергофском шоссе. Фото из свободных источников.

Однако петербуржцы сохранили добрую память о конке. В 2004 году у станции метро Василеостровская был открыт памятник с моделью вагона образца 1872-1878 годов. Все ее детали были восстановлены по чертежам Путиловского завода, найденным в Центральном историческом архиве. В 2005 году к вагону добавили еще и двух лошадей. А в 2009 к лошадям присоединили кучера, который теперь ведет их под уздцы.

Трамвай на сегодняшний день - самый пассажироёмкий транспорт. Медленно конечно, но всё же развитие этого транспорта продолжается. Будем надеяться, что в город на Неве, как и во всём мире, придёт тот самый долгожданный трамвайный ренессанс.

А что Вы думаете об этом? - пишите своё мнение в комментариях!