Найти в Дзене
Nalyapisto

Как елочка нарядная пришла к нам в новый год.

Оглавление

Священные деревья у древних народов

Обычай приносить в свое жилище деревья и наряжать их известен еще с дохристианских времен. Так люди старались умилостивить языческих богов, поэтому в качестве украшений часто использовались фигурки традиционных жертв: зверей, птиц и рыб. В других случаях на дерево вешали то, что вымаливали у высших сил. Например, урожай и достаток ассоциировались с плодами растений, изображением солнца или декоративным «дождем».
Древние греки и римляне почитали лавр. Египтяне – пальму: символизируя долгую жизнь, ее листья стояли на самом почетном месте в доме в самые короткие дни года.
С приходом дней зимнего солнцестояния кельты освещали помещения дубовыми ветками и вносили сюда вечнозеленую омелу, которая впоследствии стала любимым рождественским атрибутом у англичан.

Рождественская ель у немцев

Священным растением у древних германцев была ель. Они верили, что, являясь символом бессмертия, вечнозеленая красавица способна защитить людей от невзгод и напастей. Эта вера не угасла до XVI века, когда хвойные деревья начали устанавливать в качестве рождественских атрибутов. В каком городе возникла данная традиция, историки гадают до сих пор. Так, первенство оспаривают Эльзас, Страсбург и Рига.
Существует легенда об «отце» немецкого протестантизма Мартине Лютере, который впервые принес маленькую ель домой, поставил ее в комнате и украсил различными фигурками. До этого в Германии елочки пользовались особой популярностью у простых людей – как замечательное средство от чертей и иной напасти. Постепенно дерево стало популярным рождественским украшением и в домах состоятельных немцев.

Новогодняя елочка в России

В России вечнозеленый новогодний атрибут «прижился» далеко не с первого раза. Сначала Петр I, издав акт о праздновании Нового года в ногу с просвещенной Европой, повелел устанавливать у домов «украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Только народ не спешил исполнять указ великого реформатора – аромат хвои под Рождество был добрым знаком лишь в Немецкой слободе да при дворе первого российского императора.
После его смерти о рождественском дереве и вовсе начали забывать. И благополучно забыли бы, однако то, что не удалось реализовать Петру Алексеевичу, сделала прусская принцесса Шарлотта, ставшая женой будущего царя Николая I. В 1818 году по просьбе любимой супруги Великий князь Николай Павлович организовал рождественскую елку в Аничковом дворце – и традиция постепенно стала укореняться на российской земле, к сороковым годам окончательно «завоевав» сердца состоятельных россиян. А в 1852 году в Екатерингофском парке Санкт-Петербурга была наряжена первая рождественская елка для отдыхающей публики. Кстати, у англичан массовая любовь к елочке стала проявляться лишь после 1867 года, когда королева Виктория решила украсить рождественскую красавицу для своих детей.
С началом Первой мировой войны всё немецкое на российской земле оказалось в немилости. Досталось и новогодней красавице: Святейший Синод запретил её «как чуждую духу и обычаям православия».
После революции о реабилитации традиции и речи не велось: рождественская символика была упразднена большевиками как религиозный пережиток. И только в 1935 году елочку снова признали обязательной участницей праздника – но уже не Рождества, а Нового года. Однако украшали ее теперь по-другому, с использованием советской атрибутики: пятиконечных звезд, алых серпов и молотов, шаров с портретами пролетарских руководителей. По поводу изображений «властителей судеб» вскоре обнаружился перегиб: негоже «вешать вождей» на дерево, пусть и новогоднее! Тут же вышла директива выпускать вместо сомнительных игрушек фигурки танков и самолетов, символизирующих военную мощь молодого социалистического государства. В те годы к детворе начал приходить Дед Мороз, потомок языческого Морозко. Сопровождаемый очаровательной и вечно юной внучкой Снегурочкой, он продолжает радовать младшие поколения россиян и в XXI веке.

-2