Найти тему
Русский сталкер

Необычные дома Москвы: вестибюль метро и апартаменты сотрудников НКВД

Смоленская площадь д. 13/21 фото Дмитрий Соколов
Смоленская площадь д. 13/21 фото Дмитрий Соколов

Сложно представить себе организацию с более неоднозначной оценкой ее роли в истории страны, чем знаменитое НКВД. С одной стороны это обеспечение безопасности жителей СССР в первой половине XX века, руководство "стройками века", организация безопасности границ страны и обеспечение создания ядерного щита, а с другой стороны многочисленные репрессии против врагов народа 1930-х годов. Об НКВД и ее руководителях написано много, но практически нет информации, о том, как в бытовом плане жили ее сотрудники. Рассказать об этом может дом №13/21 на Смоленской площади в Москве.

Дворец в центре Москвы

Современные жители столицы, бывающие в центре города в районе Арбата, наверняка не раз обращали внимание на красивое здание в стиле ренессанса, с элегантной башенкой, в котором располагается вход в вестибюль станции метро Смоленская. При этом мало кто из современных москвичей знает, для кого строилось этот элитный во всех отношениях дом. Возведение данного строения началось в 1939 году и растянулось на долгие двенадцать лет. Причиной тому война, а также серьезный заказчик в лице Хозяйственного управления МВД СССР. В здании со стороны фасада, выходящего на Смоленскую площадь нет балконов, но это, наверное, единственное неудобство для его жильцов. Внутренние помещения жилого дома, по мнению людей бывавших в нем в 1950-е годы организовано, как самый настоящий дворец, предназначенный для проживания руководства среднего звена и рядовых сотрудников НКВД, благодаря чему дом получил свое народное название «Дом работников НКВД». Автором проекта выступил знаменитый советский архитектор И.В. Жолтовский, создавший немало великолепных зданий на улицах Москвы, включая всемирно известный Московский ипподром. При этом в отношении жилого дома для работников НКВД мэтра советской архитектуры обвинили в «излишнем украшательстве». Действительно, внутренняя отделка здания впечатляла, не уступая современным клубным домам для богатейших жителей страны. По плану архитектора вестибюли подъездов были торжественно оформлены большими люстрами, коврами и каминами. Потолки общественных пространств подъездов богато декорированы под мрамор, гранит, тогда как потолки отделаны под красное дерево. Непосредственно сами подъезды были расписаны картинами популярного художника В.А. Миняева. Лестницы украшали красные ковры, а паркет лестничных площадок и общих коридоров регулярно натирали специальные полотеры.

Квартира для чекиста

В то же время интересно отметить, что сами квартиры в доме располагались по коридорному принципу. Причем окна одних из них выходили только во двор, тогда как другие исключительно на Смоленскую площадь. Почему так было сделано не понятно. Но на этом странности планировки не ограничиваются. Пространство квартир между кухней и гостиной разделялось не стенами с дверьми, а раздвигающимися стеклянными перегородками, что позволяло легко превращать квартиру в просторную студию с одним общим пространством. Данное решение было достаточно оригинально и удобно. При этом самые элитные квартиры располагались непосредственно в башенке венчающей восьмиэтажный жилой дом, и обладали даже комнатами для домработниц.

Смоленская площадь д. 3/21 фото Дмитрий Соколов
Смоленская площадь д. 3/21 фото Дмитрий Соколов

Недаром И.А. Жолтовский утверждал, что архитектура должна радовать глаз. В отношении данного здания, данный принцип соблюден всецело. Вот только не ясно, кто и зачем решил перенести вестибюль метро в данный элитный дом из отдельно стоящего здания в 1957 году. Впрочем, этому может быть достаточно необычное, но логичное объяснение. Сотрудники НКВД, жившие в этом доме, вполне вероятно могли иметь не афишируемые выходы в метро или тоннели прямо из здания, чтобы в случае необходимости иметь возможность незаметно покинуть дом. Жители-то были непростыми людьми. Кроме чиновников НКВД, различного ранга в здании проживали также именитые разведчики, среди которых можно отметить Леонида Квасникова — советского резидент в США, одного из руководителей операции по получению секретов атомной бомбы. В наши дни дом продолжает оставаться элитным, правда, в качестве жильцов сотрудников спецслужб заменили представители современной финансовой и политической элиты страны.

Дмитрий Соколов