Найти тему

Школа сегодня — наш передний край

Спросите учителей, любят ли они свою работу и своих учеников…

Даже там, где зарплаты работающих в школе много выше, нежели у простого советского учителя, школе ощутимо не хватает квалифицированных кадров.

33 года преподавала в педвузе на самом что ни на есть творческом факультете — художественно-графическом, ныне — изобразительного искусства. И 40 лет назад там учились ребята, отнюдь не мечтавшие преподавать в школе. Но многие стали учителями — и отличными учителями. Потому что система их обучения была все же «заточена» на школу.

За последние десятилетия многое изменилось, и не в лучшую сторону.

Сегодня в школу заманивают зарплатами, пособиями, жилплощадью. Устраивают показательные состязания и дарят хрустальных пеликанов. Это хорошо. Но не делает учителя счастливее.

Человеку для счастья необходимы два условия: любимая семья и любимая работа. ЛЮБИМАЯ!

А любить эту работу, тяжелую, беспросветно выматывающую, отбирающую все душевные силы, может только особый человек – ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТИПА. Получившая добротное образование и человеческие условия для работы.

Это личность не самая симпатичная и легкая в общении со сверстниками. Да что скрывать — почти со всеми, кроме своих учеников. Их она любит до самозабвения, как свою каторжную работу и своих питомцев. Хотя на внешние проявления этой любви скупа, чаще строга и даже сурова. А они чуют эту любовь, готовы идти за любимым учителем в огонь и в воду, стерпеть любое – справедливое! — наказание. И до старости с гордостью рассказывают, как чуть не утонули в походе и сколько раз пересдавали зачет. В чем секрет этой взаимной любви – великая тайна. Такой эту личность сотворил Всевышний, наградив или наказав ее, а точнее, поделившись с ней великим даром сотворения человека.

Сегодня такая личность, как воздух, необходима школе. Выявление учительского дара с самого раннего возраста — а он проявляется рано! — архиважная задача науки. Ею вроде одно время занимался крупный педвуз, но давно, судя по всему, ее забросил. А задачу эту нужно решать безотлагательно. В массовом порядке. Обнаружив таких одаренных среди школьников, пестовать их и вводить в стены педвузов под ручку.

Но надежда на таланты в любой области не решает успеха всего дела. Одаренные необходимы, как целительные источники в пустыне, как свежие дрожжи для сдобного теста. Им так же, как «средне одаренным», как всем учителям без исключения — необходимо соответствующее образование. Для того, чтобы заслужить уважение и любовь, учитель должен быть высокообразованным в профильной области и широко образованным в области гуманитарной культуры. Об этом буквально два слова.

Мы уже убедились в том, что технологии творят чудеса с толпой, превращая ее в биомассу.

Но процесс воспитания человека в школе и учителя в вузе не может быть сводим к технологиям и компетенциям. Он сродни искусству. В нём огромную роль играют механизмы внесознательного освоения опыта, тонкие механизмы уподобления и того, что в православном опыте называется обожением. Ему противопоказан формализм и избыточная «цифровизация».

Не берусь давать рецепты. Могу сослаться на богатейший опыт гуманизации процесса обучения, накопленный советской школьной и вузовской системой образования 1980-1990-х годов, подрезанной под корень бандитским капитализмом. Устояли немногие. Так, от эпохи расцвета гуманистической советской педагогики сохранился Центр непрерывного художественного образования под руководством народного художника СССР, академика Б.М. Неменского. Учреждение уникальное по своему опыту и результативности. Как уникален и его руководитель.

Неменский Борис Михайлович
Неменский Борис Михайлович

Очевидно, что педагогический вуз должен быть в полном смысле слова гуманитарным. Сегодня он в этом отношении «обрезан» до крови. Трудно поверить: в сегодняшнем педвузе нет не то что истории художественной культуры и искусства — нет ни этики, ни эстетики. Но это так.

Между тем искусство развивает ту самую душевность и тонкость, которая необходима учителю. Занятия рисованием и живописью, музыкой и театром всегда присутствовали в той или иной мере в советской школе и советском вузе. На память нам остался разве что КВН, давно превратившийся в бизнес-шоу.

Гуманитарная составляющая должна занимать достойное место в новом педагогическом образовании. И в то же время профессиональная составляющая не может быть упущена. Как это совместить?

Во-первых, распрощаться с сегодняшней системой болонского образования, которая вводилась со странной целью: сделать наши дипломы «конвертируемыми». Для чего? Чтобы «утекающим» за рубеж специалистам было удобнее утекать? Это ли не благое намерение! Об издержках этой системы говорить не буду, об этом не писал только ленивый. Скажу об одном: нужно немедленно прекратить выпуск «недоучителей» — бакалавров. Бакалавриат – не более чем стыдливое прикрытие для сокращения срока подготовки педагога. В магистратуру попадают единицы.

Напротив, необходимо увеличить сроки обучения в педвузе – как в медицинских и художественных вузах.

Во-вторых, обеспечить будущим педагогам возможность получения бесплатного музыкального и иного художественного образования — от любительского и вплоть до получения дополнительной специальности. Этот опыт накоплен в системе советских народных университетов, которые миллионам граждан нашей страны помогли бесплатно удовлетворить свою тягу к культуре и компенсировали их потери военной поры.

В-третьих, использовать современные достижения. Если бы у советских педагогов была такая база аудиовизуальных пособий, какую может сегодня создать для себя любой учитель! Не говорю уж об учебниках — для вуза и школы, в которых тексты могут получать такое аудиовизуальное сопровождение, которое позволит создать стереоскопический процесс обучения.

Вуз должен научить этому - использовать и создавать такие пособия — учителя новой школы. Можно еще говорить о четвертом, пятом и т. д. Обо всем не скажешь. Главное — вернуться к гуманизации педагогического образования путем его гуманитаризации, отказаться от болонской системы, увеличить срока подготовки учителя и разумно «осовременить» ее.

Но это для будущего. Между тем сегодня учитель в опасности, особенно в обстановке пандемии. Профессиональное «выгорание» в этой области профессиональной деятельности зашкаливает. Усилия по «повышению авторитета профессии педагога», исключая монетизированные, формализованы и не работают. Даже государственные награды — по заслугам или по разнарядке — проблемы не решат. Нужна помощь реальная. Забота.

Что можно и необходимо сделать для школьного учителя сегодня, неотложно, когда выгорание нарастает пугающе ускоренными темпами?

Не буду говорить о реальном повышении зарплат — об этом говорят все. Совершенно необходимо (что не требует доказательств):

— введение бесплатного горячего питания для школьных учителей, а не только учеников;

— организация профессионального специализированного психологического обслуживания учителей (городские, районные, кустовые пункты);

— предоставление каждому учителю бесплатной путевки в санаторий 1 раз хотя бы в 2 года;

— периодическая доплата на книги и оргтехнику или организованное обеспечение оргтехникой.

И еще я призвала бы самых блестящих отечественных модельеров, чтобы создали для учителей России самую красивую и изящную форму в нескольких вариантах, повседневную и парадную. Чтобы школа могла выбрать свой вариант и добавить на нее свой галстук, свой герб. А учителя носили ее по желанию. Да чтобы у них возникло это желание!

И обновлять эту форму бесплатно один раз в год.

Потому что школа сегодня — наш передний край. А на питание и обмундирование своей армии разумные правительства никогда не жалели денег. В масштабах государства они не такие уж огромные. И безусловно окупятся в будущем. Переоценить огромную выгоду этих затрат трудно.

Яковлева Нонна Александровна,

проф., д-р искусствознания,

член СХ России

Статьи по теме:

1) О немногом. О главном. О школе

2) Ни семья, ни школа не в силах воспитать психологически здоровую и гармонично развитую личность в сложившейся обстановке растлевающего влияния внешней среды.

3) В этой школе не было проблем патриотического воспитания, не было подростковой жестокости, не было культа денег...