Найти в Дзене

Не слишком ли «материалистичен» современный мир?

Часто говорят, что проблема современных обществ в том, что они слишком «материалистичны», что означает, что мы слишком заинтересованы в покупке предметов. Это не совсем справедливо. Мы действительно материалистичны, но в первую очередь не потому что много покупаем, а скорее потому что мы безмерно верим в силу того, что все, что мы покупаем, оказывает решающее влияние на наше душевное состояние. Мы не столько алчны, сколько полны надежд.

Например, мы можем развить веру в то, что определенный вид кольца с бриллиантом позволит нам поддерживать длительные и гармоничные отношения.

Или этот конкретный предмет одежды вызовет интерес и признание всего мира.

-2

Наша вера в то, что сложные психологические амбиции могут быть реализованы посредством обладания предметом, - отличительная и острая черта нашего времени. В своем почитании преобразующей способности материальных вещей мы немного похожи на народы Баконго или Сонге в бассейне реки Конго, которые полагаются на то, что антропологи называют предметами фетиша, маленькими деревянными фигурками (которые часто продаются за очень большие суммы), которые считаются чтобы иметь возможность контролировать важные вмешательства в повседневную жизнь: разобраться в проблемных отношениях, помочь подросткам на пути к взрослой жизни, поднять настроение подавленных или снять семейную напряженность. Подобно Баконго или Сонги, мы тоже надеемся, что наши фетиш-объекты преуспеют в преобразовании сложных и неуловимых частей нашего внутреннего функционирования: мыло может положить конец беспокойству,

-3

Почти все религии так или иначе использовали материальные объекты. Они инвестировали в определенные виды мебели, одежды, зданий, статуй и изображений - и рассматривали это как дополнение к своей духовной миссии. Но это не без противоречий внутри самих религий. Опора на материальные формы периодически подвергалась критике со стороны меньшинства верующих, которые утверждали, что духовные преобразования всегда должны требовать только духовных средств; материальные объекты полностью лишены возможности исцеления души.

Такая религиозная враждебность к материализму достигла своего апогея в Европе в период ранней Реформации, когда в некоторых частях Англии, Нидерландов и Германии вспыхнули вспышки систематических грабежей и разрушений, известные как иконоборчество. Духовные противники материализма сжигали элегантные священнические одежды, крушили картины, рубили кафедры на дрова и отрубали головы статуям - чтобы убедительно заявить, что любой, кто преследует духовную цель, должен избегать малейшего интереса к материальным формам.

-4
-5

Однако основные направления большинства религий никогда не были такими однозначными. Интересно, что для современной эпохи (которая борется со своими собственными иконоборцами вокруг потребительства) они оставили место для материализма. Они с полезными оговорками намекнули, что может существовать такая вещь, как «хороший материализм».

Хороший материализм - это результат поиска подлинного и сбалансированного места для материальных объектов в общем контексте хорошей жизни. Это не означает ни предположения, как это делают некоторые иконоборцы, что все материальные вещи должны быть излишними, а интерес к ним, следовательно, смехотворен и подозрительнен. Но это также не означает воображать, что материальные вещи должны обладать квази-магической силой, чтобы облегчить сложные психологические дилеммы. Хороший материализм предполагает, что материальные вещи могут способствовать, но никогда не должны заменять тяжелую психологическую работу, неизбежно необходимую для достижения удовлетворения, связи, цели и душевного спокойствия.

Материальные объекты могут быть полезны только тогда, когда они воплощают в видимой форме установки и предрасположенности с духовными аналогиями, которые склонны забываться в суете повседневной жизни - и таким образом извлекать выгоду из того, что они становятся более заметными в материи. Например, дзен-буддийская чаша может вернуть зрителя к определенным ключевым принципам системы верований дзен своей формой и дизайном: своей скромностью, милостивым принятием несовершенства, своей величавой простотой. Некоторые духовные идеи может быть легче запомнить и претворить в жизнь верующему, если их материальный эквивалент будет постоянно доступен для восприятия их глазами.

-6

Точно так же для христианина украшение альпийской деревянной часовни - с ее слегка изогнутыми скамьями и стенами и наивным изображением Богородицы над алтарем - могло бы сделать определенные идеи смирения или терпеливых усилий более узнаваемыми и реальными, чем они могли бы сделано, если они были просто объяснены в книге. Мир, которого искали внутри, мог бы получить мощную поддержку со стороны внешних форм. В таких случаях материальные объекты приобретают статус побуждений или вдохновителей. Их дизайн указывает на внутреннее предназначение - даже если оно не может доставить нас всех в одиночку.

Эта философия материальных объектов может быть применена в потребительской сфере. Светский объект может - как и религиозный - воплощать в себе важный набор ценностей; это может быть надежда или отвага, прямолинейность или сладость. Имея объект вокруг нас, ценности, к которым он относится, и которые в противном случае могли бы быть прерывистыми в наших мыслях, имеют шанс стать более стабильными, устойчивыми и убедительными и побудить к внутренней эволюции. Стул определенного типа может способствовать принятию; солнцезащитные очки могут помочь застенчивому человеку вновь открывать для себя запасы уверенности; может быть роль ярко окрашенного нового топа в скреплении разрыва с печальным прошлым.

Современность заставила нас чувствовать себя менее подготовленными ко многому из них. Это побудило нас чрезмерно верить в квази-магические решения, возникающие из материальных вещей. Это воодушевило нас поверить в то, что объекты могут иметь большее влияние, чем когда-либо, что, в свою очередь, в определенных кругах породило яростное бунтарство, которое, ни к чему хорошему не привело, сделало нас виновными в предполагаемой жадности. Для нашего состояния ума может иметь огромное значение то, что цвета и формы в нашем окружении определенным образом имеют определенную атмосферу и особую атмосферу в вещах, которые мы видим и касаемся каждый день. Однако красота всегда может быть только служанкой мудрости, она не может быть ее единственным катализатором. Мы должны быть осторожны, чтобы не осуждать и не превозносить материальную жизнь: мы должны следить за тем, чтобы объекты, в которые мы инвестируем,