Найти тему
Иерей Георгий Максимов

Коронавирус через причастие: что говорит наука?

Когда христиане выражают свою веру в то, что через причастие нельзя заразиться и заболеть, то скептики их высмеивают и называют это средневековым мракобесием. Когда христиане указывают, что если бы таинство причастия было передатчиком инфекций, то верующие должны были бы чаще болеть заразными заболеваниями, чем неверующие, и особенно часто - священнослужители, которые после всех потребляют Св. Дары, то скептики говорят, что наверняка так и происходит, - мол, личным наблюдениям доверять нельзя, а статистических исследований никто не проводил.

Но на самом деле проводили. Вообще эта тема - возможность заразиться через общую чашу причастия, - интересует западных ученых еще с конца XIX века. Были и экспериментальные исследования и публикации. Но результаты их, вероятно, окажутся неожиданными для скептиков.

Причастие в православной миссии на Филиппинах
Причастие в православной миссии на Филиппинах

Приведу цитату из свежей научной статьи «Ковид-19 и Причастие» [1], опубликованной в издании «Public Health» за октябрь 2020 года. Авторы Спантидеас Н., Дросу Е., Барсум М. и Буге А. Двое из Греции, двое из Англии. Читаем:

«Исследование Лавина и Вольфа с участием 681 испытуемого [2] показало, что не было значительной разницы в состоянии здоровья между людьми, которые принимали Святое Причастие даже ежедневно, и теми, кто вообще не посещал христианские службы (то есть, те, кто причащается, не болеют инфекционными заболеваниями чаще тех, кто не причащается - прим. свящ. Г.М.). В 1998 году Центр по контролю и профилактике заболеваний сообщил [3], что никогда не было вспышек инфекции, связанных с чашей для причастия, и что теоретический риск передачи инфекционных заболеваний при использовании общей чаши для причастия существует, но риск этот настолько мал, что его невозможно определить.

Согласно христианской православной практике, после завершения религиозного ритуала Святого Причастия священник должен выпить весь оставшийся сакраментальный материал чаши, в которой находятся микроорганизмы всех причастников, участвовавших в религиозном ритуале. Эта практика также применяется к госпитализированным пациентам, которые просят причастия в качестве последней воли перед смертью. Как следствие этой практики, можно ожидать повышения уровня заболеваемости конкретными инфекционными заболеваниями, особенно респираторного и желудочно-кишечного тракта, среди служащих священнослужителей; однако очевидного увеличения распространенности таких инфекций в этой профессии не наблюдается.

Таким образом, обычная чаша для причастия теоретически может служить средством передачи инфекции, но потенциальный риск передачи очень мал. В настоящее время имеющиеся данные не подтверждают предположение о том, что практика совместного использования чаши для причастия может способствовать распространению ковид-19».

Также стоит добавить цитату из статьи И. Контураса, профессора медицины Фессалоникского университета «Неполные научные данные о коронавирусе в свете конфликта, связанного с Причастием»[4]. Он указывает на научное исследование, проведенное в 2010 году в гепатологической клинике Фессалоникского Университета. Оно касалось больных гепатитом В.

«Статистический анализ показал, что миряне были значительно более склонны к заражению HBV, чем священнослужители (менее 1% от общего числа заболевших были священниками). Таким образом, эти результаты показывают, что священнослужители не только не составляют группу высокого риска передачи вируса гепатита В, но, по-видимому, представляют собой безопасную группу по сравнению с другими профессиями.

Учитывая локализацию вируса гепатита В в секретах носителя, включая слюну, и обычно остающееся количество святого причастия для потребления священнослужителями после причащения верующих, ожидаемая (если считать причастие переносчиком заболеваний - прим. свящ. Г.М.) высокая частота заболевания вирусом гепатита В среди священников не подтверждается, что было статистически доказано».

Как видим, упомянутые в начале аргументы верующих вполне совпали с выводами ученых.

Совершение литургии в походных условиях в православной миссии в Индии.
Совершение литургии в походных условиях в православной миссии в Индии.

Хотелось бы подчеркнуть, что речь в данном случае не о подтверждении чуда, а о вполне проверяемых вещах. За исключением греческих ученых остальные исследователи изучали практику неправославных западных церквей, во многих из которых не только по православному представлению, но и по учению самих этих "церквей" никакого чуда при Евхаристии не происходит - они считают это просто символом. Тем не менее, многие протестанты в ХХ веке придерживались практики причащения всеми членами общины по-очереди из одной чаши.

Краткий обзор научных исследований по этой теме можно прочитать в статье Д. Анифантакиса «Святое причастие и передача инфекции: обзор литературы», опубликованной в журнале «Cureus» в июне 2020 года [5]. А я приведу лишь пару цитат из этой статьи:

«Исследователи (Хоббс с соавторами) пришли к выводу, риск передачи инфекции через общую чашу для причастия незначителен… Берроуз и Хемменс исследовали потенциальную передачу патогенов от одного человека к другому при обычном использовании чаши. Авторы сообщают, что даже при наиболее благоприятных условиях только 0,001% организмов передавались со слюной одного человека в рот другого. Мананган с соавторами выявили, что вопрос о потенциальной передаче бактерий через общую чашу для причастия является спорным. Они заявили, что даже если передача происходит, это еще не означает заражения, поскольку заболевание требует передачи минимального количества патогенов от человека к человеку (а полученное количество бактерий может не дотягивать до необходимого минимума - прим. свящ. Г.М.)».

То есть, речь о том, что в принципе таким способом довольно сложно заразиться - даже если это делать с обычной посудой, - и, хотя с чисто научной точки зрения возможность заражения не исключена, «однако риск значительно ниже по сравнению с другими условиями общественных собраний».

Собственно, научные исследования показывают, что высокий риск опасности заражения через причастие не подтверждается, и нагнетание истерии по данному поводу это скорее удел журналистов и политиков, чем ученых.

[1] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7439816/

[2] Loving A., Wolf L. The effects of receiving Holy Communion on health. // Environ Health. 1997;60(1):6–10.

[3] Managan L., Sehulster L., Chiarelo L., Simonds D., Jarvis W. Risk of infectious disease transmission from a common communion cup. // Infect Contr. 1998;26:538–539.

[4] https://www.impantokratoros.gr/746F1C77.el.aspx?fbclid=IwAR2aa7V-HKDAHyS-v9AefsGtMW-0MS0ux9lzcWj-dWF1PxFD3Y64BdffwfQ

[5] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7377019/