Недавно прочитал статью в Дзен с призывом отказываться от привычных книг в пользу электронных. Автор публикации, Елена Володина, приводит аргументы для защиты своего тезиса: печатная литература громоздка, стоит дороже в сравнении с компьютерной, а ее производство сопряжено с вырубкой деревьев.
Тема мне близка как человеку, который много времени проводит в разъездах и любит читать. Но некоторые доводы Елены показались мне не прочными, и я решил поддержать ее, добавив свою версию.
Для меня первый и самый главный аргумент в пользу цифровых произведений – доступность. Поздно вечером, когда заканчивается один роман, я запросто могу купить другой, не вставая с кровати. При этом еще получу удовольствие, перелистывая страницы интернет-магазина по пути из радела с бестселлерами в классику, затем – в автобиографии и дальше. Сказать, что это удобно – значит ничего не сказать!
А теперь представьте, что уже полгода находитесь за границей в какой-нибудь Гвинее Бисау, где по-русски никто не говорит даже в офисе «Аэрофлота» (если, конечно, он там есть). Не говоря уж о печатных фолиантах на языке Пушкина, их ни в одном книжном не найти! Компьютерное издание в такой ситуации – единственный вариант что-нибудь почитать на родном наречии.
Компактность. В больших городах люди много времени проводят в общественном транспорте, два – три часа в день, к примеру, вполне себе средний показатель для Москвы. Чтение по маршруту на работу и обратно – отличная возможность не выкидывать этот период из жизни, а провести с выгодой. Одно бумажное издание, особенно в карманной модификации, конечно, не занимает много места в сумке, но читать все три часа вы будете только его, даже если повествование так себе.
В противовес этому планшет с электронной библиотекой позволяет прямо в транспорте выбрать, что читать. Никто не мешает по пути на работу почитать очерк про тренировку голоса, ораторское мастерство или сторителлинг (с утра – совещание, хочется произвести впечатление). Потом полистать публицистику по специальности или стихи, чтобы включить воображение. А можно все перечисленное, ведь библиотека – здесь, в гаджете, под рукой. По пути домой можно расслабиться и помедитировать с худлитом.
Возможность делать выписки, заметки и закладки. Речь идет не только о деловой литературе.
У меня после прочтения каждого художественного произведения на Айпаде остается файл заметок с авторскими мыслями, которые меня зацепили.
Причем делать выписки удобнее чем на бумаге: выделил, скопировал, вставил. И эти записи всегда под рукой! Периодически я их просматриваю, обновляя в памяти прочитанное, или в поисках вдохновения перед каким-нибудь мероприятием на работе. На котором, кстати, можно еще и поумничать, сославшись на Платона или Шопенгауэра, кто знает, из каких сочинений вы делаете выписки!
Цена. С возрастом усиливается интерес к вещам по-настоящему ценным, проверенным временем. А классику (речь ведь о ней) в Интернете довольно легко найти абсолютно бесплатно. Оставим за рамками этическую сторону вопроса, но и с практической точки зрения магазин типа «Литрес» тоже может быть выигрышным вариантом, поскольку продает такие электронные издания за копейки, нередко дешевле 100 рублей. При этом гарантирует нормальное форматирование, шрифты и быстрый доступ. В отличие от сайтов с халявным контентом.
Тактильные ощущения.Приверженцы бумаги часто утверждают, что получают удовольствие от прикосновения, от запаха. Признаюсь, что после многих часов, проведенных за чтением с планшета, испытываю к этому устройству схожие чувства. И прикосновение приятно, и как он выглядит, и как он пахнет (мой замызганный чехол, таки, попахивает). Это впечатление об отдыхе в приятной компании умных людей! С цифровыми книгами оно такое же, как и с бумажными!
Удобство для глаз. Возможно, скажу крамолу, но я считаю, что компьютерное чтиво бережет здоровье читателя. Это из-за возможности менять яркость, подстраивая ее под окружающее освещение, и размер шрифта, чтобы не напрягать зрение. О том, что бумага не добавляет ему остроты, говорит даже стереотипный образ книжного червя в толстых очках, популяризованный кинематографом и самой литературой.
Не согласны?