Пожалуй самым интересным и притягательным атрибутом Святок является гадание. Вот о гаданиях мы и поговорим сегодня. Конечно, этим занималась только женская незамужняя часть населения. Главной целью гаданий было не просто узнать свое будущее, а прежде всего, узнать кто и когда станет твоим суженым. Гадание досталось нам как один из элементов магии от дохристианского периода, от язычества. Официальная церковь никогда не приветствовала подобные развлечения. Но ничего невозможно было сделать со стремлением людей заглянуть в свое будущее. Святки были для этого самым благоприятным периодом. Мы привыкли к тому, что гадание - это что- то сакральное и должно быть окружено тайной и совершаться в особой обстановке уединения.
Да. Такие гадания, конечно, были. Самое известное описал еще В.А.Жуковский в своей поэме "Светлана", а за ним Л.Н.Толстой в романе "Война и мир". Помните? В уединенной комнате (а в деревне в бане) ставили зеркало и по сторонам две свечи. Так чтобы в зеркальном отражении возникали два ряда свечей, уходящих в таинственную глубину зеркала. И туда, в эту глубину девушка пристально смотрела. Там она должна была увидеть какое-либо изображение, которому позднее, в кругу подруг , давали разные толкования.
Но большинство гаданий все же приобретали форму игры. Так, например, собиралась большая компания девушек. Каждая давала что-то небольшое, но лично ей принадлежавшее: колечко, снятое с пальца, сережку, вынутую из уха. Все это складывали в блюдо, которое покрывали полотенцем. Потом девушки хором пели специальные "подблюдные" песни и под это пение не глядя вынимали по одному предмету, приговаривая:"Кому вынется, тому сбудется. Тому сбудется не минуется". Песня определяла судьбу хозяйки вынутого предмета. Конечно, все было иносказательно и все подвергалось толкованию.
Еще один способ гадания, также упоминается в поэме "Светлана". Ровно в полночь нужно было выйти на перекресток дорог и у первого прохожего мужчины спросить имя. Таким и будет имя будущего мужа.
Ну, и самое распространенное это топить воск, а затем выливать его в холодную воду и рассматривать появившиеся фигуры или жечь бумагу и смотреть на тень от нее.
Гадать можно было все святки, вплоть до Крещения. А к Крещению на Неве, напротив Зимнего дворца, устраивали Иордань (отсюда, кстати, название лестницы во дворце,выходящей к Неве- Иорданская) делали прорубь над которой устанавливали специальный шатер и в день Крещения Священники во главе с Патриархом и в присутствии императорской семьи, освящали воду.
Я в своем небольшом сообщении вспомнила,конечно, не все способы гадания. Поэтому предлагаю вам дополнить меня.
Пожалуй самым интересным и притягательным атрибутом Святок является гадание. Вот о гаданиях мы и поговорим сегодня. Конечно, этим занималась только женская незамужняя часть населения. Главной целью гаданий было не просто узнать свое будущее, а прежде всего, узнать кто и когда станет твоим суженым. Гадание досталось нам как один из элементов магии от дохристианского периода, от язычества. Официальная церковь никогда не приветствовала подобные развлечения. Но ничего невозможно было сделать со стремлением людей заглянуть в свое будущее. Святки были для этого самым благоприятным периодом. Мы привыкли к тому, что гадание - это что- то сакральное и должно быть окружено тайной и совершаться в особой обстановке уединения.
Да. Такие гадания, конечно, были. Самое известное описал еще В.А.Жуковский в своей поэме "Светлана", а за ним Л.Н.Толстой в романе "Война и мир". Помните? В уединенной комнате (а в деревне в бане) ставили зеркало и по сторонам две свечи. Так чтобы в зеркальном отражении возникали два ряда свечей, уходящих в таинственную глубину зеркала. И туда, в эту глубину девушка пристально смотрела. Там она должна была увидеть какое-либо изображение, которому позднее, в кругу подруг , давали разные толкования.
Но большинство гаданий все же приобретали форму игры. Так, например, собиралась большая компания девушек. Каждая давала что-то небольшое, но лично ей принадлежавшее: колечко, снятое с пальца, сережку, вынутую из уха. Все это складывали в блюдо, которое покрывали полотенцем. Потом девушки хором пели специальные "подблюдные" песни и под это пение не глядя вынимали по одному предмету, приговаривая:"Кому вынется, тому сбудется. Тому сбудется не минуется". Песня определяла судьбу хозяйки вынутого предмета. Конечно, все было иносказательно и все подвергалось толкованию.
Еще один способ гадания, также упоминается в поэме "Светлана". Ровно в полночь нужно было выйти на перекресток дорог и у первого прохожего мужчины спросить имя. Таким и будет имя будущего мужа.
Ну, и самое распространенное это топить воск, а затем выливать его в холодную воду и рассматривать появившиеся фигуры или жечь бумагу и смотреть на тень от нее.
Гадать можно было все святки, вплоть до Крещения. А к Крещению на Неве, напротив Зимнего дворца, устраивали Иордань (отсюда, кстати, название лестницы во дворце,выходящей к Неве- Иорданская) делали прорубь над которой устанавливали специальный шатер и в день Крещения Священники во главе с Патриархом и в присутствии императорской семьи, освящали воду.
Я в своем небольшом сообщении вспомнила,конечно, не все способы гадания. Поэтому предлагаю вам дополнить меня.
Пожалуй самым интересным и притягательным атрибутом Святок является гадание. Вот о гаданиях мы и поговорим сегодня. Конечно, этим занималась только женская незамужняя часть населения. Главной целью гаданий было не просто узнать свое будущее, а прежде всего, узнать кто и когда станет твоим суженым. Гадание досталось нам как один из элементов магии от дохристианского периода, от язычества. Официальная церковь никогда не приветствовала подобные развлечения. Но ничего невозможно было сделать со стремлением людей заглянуть в свое будущее. Святки были для этого самым благоприятным периодом. Мы привыкли к тому, что гадание - это что- то сакральное и должно быть окружено тайной и совершаться в особой обстановке уединения.
Да. Такие гадания, конечно, были. Самое известное описал еще В.А.Жуковский в своей поэме "Светлана", а за ним Л.Н.Толстой в романе "Война и мир". Помните? В уединенной комнате (а в деревне в бане) ставили зеркало и по сторонам две свечи. Так чтобы в зеркальном отражении возникали два ряда свечей, уходящих в таинственную глубину зеркала. И туда, в эту глубину девушка пристально смотрела. Там она должна была увидеть какое-либо изображение, которому позднее, в кругу подруг , давали разные толкования.
Но большинство гаданий все же приобретали форму игры. Так, например, собиралась большая компания девушек. Каждая давала что-то небольшое, но лично ей принадлежавшее: колечко, снятое с пальца, сережку, вынутую из уха. Все это складывали в блюдо, которое покрывали полотенцем. Потом девушки хором пели специальные "подблюдные" песни и под это пение не глядя вынимали по одному предмету, приговаривая:"Кому вынется, тому сбудется. Тому сбудется не минуется". Песня определяла судьбу хозяйки вынутого предмета. Конечно, все было иносказательно и все подвергалось толкованию.
Еще один способ гадания, также упоминается в поэме "Светлана". Ровно в полночь нужно было выйти на перекресток дорог и у первого прохожего мужчины спросить имя. Таким и будет имя будущего мужа.
Ну, и самое распространенное это топить воск, а затем выливать его в холодную воду и рассматривать появившиеся фигуры или жечь бумагу и смотреть на тень от нее.
Гадать можно было все святки, вплоть до Крещения. А к Крещению на Неве, напротив Зимнего дворца, устраивали Иордань (отсюда, кстати, название лестницы во дворце,выходящей к Неве- Иорданская) делали прорубь над которой устанавливали специальный шатер и в день Крещения Священники во главе с Патриархом и в присутствии императорской семьи, освящали воду.
Я в своем небольшом сообщении вспомнила,конечно, не все способы гадания. Поэтому предлагаю вам дополнить меня.