Найти тему

Портреты кисти художника Боровиковского - халтура или высокое искусство?

Портрет Марии Лопухиной. 1797.
Портрет Марии Лопухиной. 1797.

Решила окунуться в творчество нашего прославленного портретиста Владимира Лукича Боровиковского (1757 - 1825 гг.), и буквально с первых минут своего заплыва по его наследию выявила весьма заинтересовавшую меня вещь, которую привожу ниже.

Боровиковский с младых ногтей известен нам как автор нежного портрета Марии Лопухиной (1779—1803) - приятной во всех отношениях девушки, которая, как ни странно была родной сестрой самого буйнопомешанного из русских дворян, о котором я писала здесь:

Портрет графа Федора Толстого, убившего на дуэлях 11 человек, и потерявшего потом 11 собственных детей...

Мария изображена на фоне пейзажа, и, как сказано в описании этой работы, которую сделали профессионалы: ...Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ...

То есть настолько все в окружении девушки на портрете уникально, и подлажено под ее индивидуальный внутренний мир, что она и пейзаж за ее спиной как бы единое гармоничное целое...

Ничего не имею против - замечательная задумка великого мастера.

Но далее... Далее я обнаружила целую группу портретов того же мастера, которую привожу ниже. И которая, честно говоря, напомнила мне старинный аттракцион на курорте - помните - стоит фон с нарисованным сюжетом, а в нем прорезаны дырки для лиц - и за несколько копеек народ в эти дырки свои головы сует, и в экзотическом образе фотографируется...

Ну, примерно вот так... (фото из интернета):

фото из интернета.
фото из интернета.

То есть, возможно, я что то не так понимаю в высоких авторских материях, но мучают меня смутные подозрения, что великий художник как раз над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью.

Может быть вы, дорогие читатели, что то другой здесь видите - и мне это красиво и вежливо сейчас объясните - но я пока вижу трафаретную штамповку.

Ну, или как вариант, изображенные дамы имели на удивление одинаково скроенный внутренний мир - практически - кто познакомился с одной - тот узнал всех...

Или публика российская была тогда еще на редкость невзыскательна...

Или художников, более - менее сносно рисующих слишком мало в наших широтах, так и знаменитость таковой стала на безрыбье...

В общем, осталось у меня от этого знакомства большое удивление и много вопросов. Интересно было бы теперь ваше мнение узнать...

Портреты выглядят на мой взгляд - как карты из одной колоды. Все модели изображены скованными, деревянными. У всех одинаково сонное выражение лица. Практически дублируются фон и позы. Тот факт, что где - то левая рука лежит на правой, а где то правая на левой, где то даме сопутствует мопс, а где то ветка сирени - не делают эти картины различными. Так же смешно читать, что лица у всех разные - это все таки портреты, господа) В общем, художник не демонстрирует творческого подхода и практически не показывает личность модели. Он следует штампу, и такие штампы в его творчестве встречаются часто.

Для сравнения, привожу как пример истинного таланта портреты, которые в то же самое время писал современник Боровиковского -

Портреты кисти сэра Томаса Лоуренса. Самоучка, к которому короли стояли в очередь.

Ничем не хочу ущемить нашего художника, но призываю к объективности - он просто умел рисовать. И на этом все. Его место среди художников, скажем, Европы весьма скромное.

Наиболее рьяным почитателям, которые явно не знакомы с его творчеством - нате вам еще в ту же колоду. Каким то унылым местом была Российская империя, в изображении художника, если всмотреться в эти лица, которые как бы производное от собственных мундиров):

Хотя, были и удачи. Вот этот портрет, например:

«Портрет торжковской крестьянки Христиньи» Около 1795
«Портрет торжковской крестьянки Христиньи» Около 1795

Дополнение.

Мнение по примеру - ...ах ты такая - сякая - как это всем он нравится, а тебе нет... - это не мнение. Это пример заштампованного мышления и отсутствия собственного взгляда на вещи.

Мнение -...а ты вообще кто такая, чтобы об уважаемом человеке так говорить - он великий художник - вон у него на портретах лица разные... - это тоже не мнение, а парад глупости.

Если есть, что сказать - аргументируйте. Но на основании личных впечатлений и с конкретными примерами. Мне нравится - потому что... Я считаю его гением, потому что - вот посмотрите на эту картину (картину прилагаете)...

А пока, за малым исключением я читаю поток эмоций, с главным аргументом - ссылкой на авторитет лиц, о которых авторы и сами то ничего не знают)

П.с. продолжаю исследовать безмерный мир обид моих читателей на объективный отзыв о творчестве художника, о котором большинство моих критиков, пока не наткнулись на этот пост, знали только то, что он был. Ну, еще поднатужившись, могли вспомнить пару тройку портретов... Главные аргументы защитников его творчества следующие:

- он НАШ. Этого вполне достаточно, чтобы считать его лучше всех остальных по умолчанию.

- он хотел кушать. Поэтому тупо рисовал то, на что пальцем указывали клиенты. А фон с кустами настолько, оказывается, фантастически хорош, что клиенты десятилетиями именно в него и тыкали...

- это такой стиль. Он предполагает отсутствие фантазии у автора.

- зато он предсказуем. Заказываешь портрет и сразу точно знаешь, что там художник нарисует...

- про оскорбления лично в мой адрес с поиском причин корявых работ художника в моем кривом мировоззрении и куче личностных патологий уже упоминала.

В общем, друзья мои, если пример лучших образцов мирового искусства того же времени не убедил вас в сомнительности достоинств нашего героя как портретиста, в ближайшее время рассмотрим его коллег по цеху отечественного разлива, того же времени и места. У которых почему то не было ни таких капризных и странных клиентов, ни иностранного гражданства, ни унылой предсказуемости, ни дополнительных источников дохода, но был талант.

Заглядывайте на канал. Скоро удивитесь)))

Удивляйтесь:

Портреты кисти Дмитрия Левицкого. Сравнение его работ с работами Боровиковского...