Во время Великой Отечественной войны тяжёлые ЖДАУ сыграли огромную роль в обороне Ленинграда. Именно они, вместе с артиллерией кораблей Балтийского флота и стационарными береговыми установками, остановили фашистских захватчиков.
В течение всей войны ЖДАУ вели контрбатарейную стрельбу по немецким позициям и тяжелым орудиям, которые обстреливали город. ЖДАУ наносили удары по скоплениям войск, штабам, аэродромам, которые находились в тылу противника.
Проектирование первых ЖДАУ началось в СССР в 1927 году под руководством А. Г. Дукельского на Ленинградском механическом заводе. Всего было спроектировано три типа установок ТМ-1-14, ТМ-2-12, ТМ-3-12. Индексы расшифровывались следующим образом: ТМ - транспортер морской; 1,2,3 - номер типа установки; 14 и 12 - калибр установки в дюймах (356 и 305 соответственно). Позднее, в годы войны, калибр маркировался в миллиметрах. Кроме вышеуказанных калибров применялись и другие, например 180 мм.
Батарея ТМ имела трехорудийный состав. В неё входило 3 орудийных транспортера, 3 вагона - снарядные погреба, 3 вагона - силовые станции, 3 вагона - компрессорные станции, 1 вагон - батарейный пост. Весь подвижный состав батареи перевозился одним или двумя паровозами типа "Э". По штату мирного времени обслуживание батареи предусматривалось 331 человеком. Из них только орудийный транспортер и вагоны - снарядные погреба обслуживали 50 человек. Это были матросы, так как эти установки были сняты с кораблей.
Боекомплект 356, 305 мм железнодорожных установок состоял на 25% из бронебойных снарядов, на 75% из фугасных. Например, у ЖДАУ ТМ-1-14 было 100 снарядов на ствол, а у 305 мм - по 200.
Угол поворота орудий крупного калибра был ограничен и составлял порядка 1-30 от оси рельсовой колеи. Чтобы обеспечить больший угол горизонтального наведения, строили специальные закругленные железнодорожные полосы-усы, передвигаясь по которым транспортер имел угол обстрела. Перед стрельбой с установки разводили в стороны стопорные ноги, которые упирались в грунт при помощи специальных "подушек".
Благодаря свой мобильности и маскировке, за время блокады Ленинграда, не погибла ни одна установка. Открытие огня ЖДАУ маскировалось подрывом имитационных пакетов или огнём орудий среднего калибра (100-152мм), которые выполняли задачи совместно с транспортерами. Ложная позиция всегда устанавливалась на 700-900 м впереди настоящей. Первые залпы давались с ложной позиции, а когда вражеская артиллерия открывала по ней ответный огонь, ЖДАУ начинала выполнение своей задачи.
По до военным инструкциям на свертывание установки полагалось 25 минут, однако, в период войны, наши артиллеристы сократили время свертывания - до 3 минут. ЖДАУ уходили с позиции с невероятной быстротой, с растопыренными ногами , ломая на ходу сосны.
Последние выстрелы ЖДАУ произвели в январе 1944 года, обрушив на врага шквал огня, открывая путь нашим войскам, прорывавшим блокаду Ленинграда.
Интереснейший рассказ о событиях того периода нам поведал Андрей Вячеславович Федотов, который был в этих местах в 2007 году. Тогда еще, вдоль бывшей железной дороги были целы семафоры, стояли стрелки, будки для обслуживающего состава. Всего этого, увы, мы не обнаружили...