Иногда это фрагменты образов, а иногда - ощущения: воспоминания о том, когда мы были маленькими, немногочисленны, размыты и неполны, и почти ни у кого нет воспоминаний до трехлетнего возраста. Феномен детской амнезии, как определил его Фрейд в начале 20-го века, это явление, всегда интригующее ученых, но в отношении которого нет определенности, даже если исследования в области нейробиологии начинают лучше прояснять некоторые детали.
Первое наблюдение заключается в том, что детская амнезия представляет собой парадокс: как может свидетельствовать любой, у кого есть дети. Поскольку даже очень маленькие, которым чуть больше двух лет, обладают замечательно точной памятью и могут рассказывать о событиях, которые произошли неделями или даже месяцами ранее.
Однако по мере взросления большая часть этих воспоминаний растворяется в воздухе, а во взрослом периоде у нас их почти не остается.
Было высказано мнение, что для поддержания воспоминаний требуются достаточно сложный язык и чувство собственного достоинства - условия, которые лишь частично существуют в раннем детстве. Однако эта гипотеза была частично опровергнута экспериментальными исследованиями: воспоминания даже маленьких детей кажутся довольно прочными👇
▶ уже в полгода они помнят события хотя бы одного дня;
▶ в 9 месяцев они не стираются из памяти 30 дней;
▶ двухлетки запоминают то, что было 12 месяцев назад;
▶ а в четыре с половиной года дети могут вспомнить подробности поездки, которая состоялась полтора года назад.
Проблема в том, что с определенного момента все это исчезает. Роковой возраст забывчивости начинается примерно в 6 лет, и между 7 и 8 годами детские воспоминания резко и очень быстро исчезают.
Как показали различные исследования, если в пять с половиной лет дети помнят 80 процентов переживаний, которые у них были в три года, то в семь с половиной лет они могут вспомнить менее половины. В чем причина этого коллапса памяти, который происходит вскоре после окончания дошкольного периода?
Оказывается, отмена воспоминаний напрямую связана с тем, как мозг развивается в детстве. В первые годы жизни рост новых связей между нейронами идет бурно - и именно так ребенок осваивает новые задачи, в то время как во взрослом возрасте происходит своего рода «обрезка» связей, установленных в предыдущие периоды.
На этом этапе сеть цепей, которая в целом способствует созданию и поддержанию воспоминаний, и, в частности, гиппокамп - оперативный центр памяти, строится и реструктурируется. Поэтому воспоминания, накопленные до этого момента, исчезают, чтобы освободить место для других. Некоторые недавние эксперименты, проведенные на мышах, подтверждают эту гипотезу.
Заглянув еще глубже, исследователи захотели понять, как данный процесс физически работает в мозге. Они «пометили» ДНК новых нейронов радиоактивным белком, чтобы посмотреть, что с ними произошло. Так обнаружилось, что новые элементы не заменяли старые, а были интегрированы в существующие схемы. Применительно к воспоминаниям это может означать, что после нейрогенеза цепи первых воспоминаний не исчезают, а участвуют в новой конфигурации, которая делает их неузнаваемыми.
Проще говоря, эти данные показывают, что детские воспоминания не исчезают, а всегда хранятся в каком-то нервном контуре, к которому, однако, у нас больше нет доступа. Получается, потеря детских воспоминаний становится платой за созревание мозга, которое позволяет человеку стать взрослым.
Спасибо, что дочитали до конца!🙂
Поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". 📝Позитивных дней!🌞
Может быть, еще что-то почитаете⏬⏬⏬
Почему дети подвижные
Если вы зарегистрированы в соцсетях, то добро пожаловать в мои группы:
💠 YouTube
Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой
Авторское право защищено ©Рядом с детьми