В турецком сериале "Великолепный век" есть одна тонкая тема, которую создатели фильма только обозначили, но не стали развивать - тема художников и стиля живописи. Главным ценителем искусства в фильме выступает Великий визирь Ибрагим паша, который привозит из европейских походов статуи греческих богов, книги, картины и прочие предметы европейского искусства.
Но его яркой творческой натуре хотелось большего - он желает расписать и стены своего дворца в европейской манере. Недаром в народе его называли Френк (европеец). Художников в Стамбуле вроде бы немало. Художником является, например, его близкий друг Матракчи Насух эфенди, а также в распоряжении паши целая дворцовая мастерская, где трудятся османские мастера миниатюры - бери да нанимай.
Однако, почему-то Ибрагим нанимает не их, а русского художника Луку. Почему? Не потому ли, что они просто не умеют писать в европейской манере? Конечно, стиль живописи исламских художников совсем другой. Не потому, что им этого не дано, а потому что в основе их искусства является совсем иное - религиозное - восприятие мира. Помните, как отчужденно, если не враждебно встретили Луку в мастерской падишаха?
Не потому что он чужак. А потому что они считали европейскую манеру живописи Луки - искушением шайтана, а портреты - языческими идолами. Не сам факт изображения падишаха их волновал - падишахов они и сами рисовали много в своих миниатюрах. Но они рисовали идею падишаха, а не самого человека.
Европейская манера изображать лицо человека именно таким, каким его видит грубый и низменный человеческий глаз считалась страшным богохульством. Ибо художники - это мастера кисти, высшее призвание которых есть служение Аллаху - их обязанность изображать мир таким, каким его видит Аллах, а вовсе не человек. А это мир идей, абстракций, а не конкретных предметов, людей и животных.
Однако, несмотря на строгие законы исламской живописи, художники есть художники, и им было ужасно любопытна эта новая манера западных собратьев. По секрету, многие из них даже пытались тайком рисовать в этой манере, ибо это же невероятный соблазн для настоящего мастера попробовать свои силы в новой, хоть и еретической, но такой притягательной манере.
Поэтому хмурый главный художник и боялся и одновременно очень желал увидеть портрет султана Сулеймана в европейской манере. Не удивлюсь, что у себя дома тайком он пробовал рисовать свою жену не гурией с раскосыми китайскими глазами, как было тогда принято рисовать красавиц, а такой, какой видел его собственный глаз.
Но за этой осторожностью и неприветливостью в мастерской дворцовых художников на самом деле стоит серьезный конфликт школ, а за ним в свою очередь конфликт мировоззрений - мировоззрения европейского Ренессанса, в центре которого поставлен человек, и религиозного исламского мировоззрения, в центре которого Аллах.
Этой статьей, если моим читателям будет интересно, я хочу открыть небольшой художественный цикл про средневековых исламских художников от лица моего любимого турецкого писателя Орхана Памука. Вы будете иметь возможность сравнить не только манеру западной и восточной школ живописи, но и их философское наполнение, определяющих именно эту манеру.
Итак, слово Писателю и его великолепному роману "Меня зовут Красный".
"Мастер рассказывал нам о портретах, виденных им в Венеции. Будучи послом падишаха, Повелителя Вселенной, Мастер побывал во многих дворцах, богатых домах, храмах Венеции. Много дней он стоял перед портретами, висящими в рамах, видел тысячи лиц, нарисованных на натянутых холстах.
Он был потрясен разнообразием изображений, красками, мягкостью падающего на лица освещения, выражением благодушия или суровости, живостью глаз. В Венеции, по его словам, началось что-то вроде эпидемии. Вся Венеция, у кого были деньги и возможность, стремился оставить память о себе, свидетельство о своей жизни: портреты были показателем богатства, силы, власти. Это был способ показать, что венецианцы отличаются от всех остальных.
Принцы, представители уважаемых семей и богачи требовали даже, чтобы их лица изображали на стенах церквей в сценах из библейских сюжетов и религиозных легенд.
Стремясь быть изображенными на картине, почтенные венецианцы соглашались даже на то, чтобы их рисовали в облике слуги, наполняющего бокалы, простолюдина, бросающего камни в блудницу, или кровавого убийцы. Так показывают силу и богатство те, кто заказывает портреты. Они словно стараются заставить поверить, что их пребывание в этом мире – явление особое и загадочное.
Их портреты словно живые, смотрят прямо в глаза. Они обрели собственную жизнь. И люди, с которых были написаны эти портреты, стали какими-то особенными и значительными, среди них чувствуешь себя убогим и бессильным.
Мастер подбирал уничижительные слова, говорил о зависти, тщеславии, алчности венецианцев, и все же, когда он рассказывал о портретах, увиденных в Венеции, его лицо вспыхивало радостью, как лицо ребенка.
Наконец, Мастер испугался, что увлеченный портретом, он потеряет интерес к превосходной и вечной исламской живописи старых мастеров Герата.
Ему неудержимо захотелось поверить, что и он не такой как все, не похож ни на кого. Он испугался этого сильного желания: вот так шайтан вовлекает нас в грех. Разве не грех – настолько возвеличить себя перед Аллахом, оказаться важной персоной, помещенной в центр мира?
Ни у одного итальянского художника, говорил Мастер, нет поэтичности, веры, чувства, чистоты цвета и блеска, таких как у нас. Но их рисунки более убедительны, они похожи на настоящую жизнь.
Европейцы рисуют князя, будто видят его с балкона минарета, используя перспективу. Они рисуют все: постель, одеяло, шкуру тигра, княжескую дочь, деньги. Их попытки создать копию настоящего мира отталкивают меня.
Но у рисунков, сделанных этим новым методом такая притягательность! Все, что можно увидеть глазом, они рисуют так, как видят. Глядя на то, что они делают, сразу понимаешь, что дорога к Судному дню ведет через европейский стиль. Видя на портрете свои черты, каждый портной или мясник видит насколько он не похож на всех, какое он особое, удивительное создание.
Европейские художники рисуют человека не таким, каким его видит ум, а таким каким его видит глаз. В будущем все будут рисовать как они и даже глупый портной захочет, чтобы его изобразили несравненной, исключительной личностью.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРО СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИСЛАМСКИХ ХУДОЖНИКОВ ЗДЕСЬ
______________________________
Уважаемые читатели! Написание такого рода статей требует времени и мотивации для автора в виде вашего одобрения - ваших лайков, подписки на канал и репостов. Так я понимаю, что мои статьи вам, действительно, нужны и интересны. Поэтому поддержите канал - и я постараюсь и дальше радовать (или наоборот, раздражать - кому что по вкусу) уважаемую публику! )))