Найти тему
Мода в книгах

Отличаем костюм второго рококо от первого. Часть 2.

Недавно меня спросили, можно ли спутать дамский костюм эпохи второго рококо с первым? Я ответила, что нет, и подумала, что это отличное название для заметки. Скажу сразу, что спутать эти два костюма по словесному описанию, конечно, можно. Но если иметь перед глазами иллюстрацию - шанс спутать практически равен нулю.

Для удобства текст поделен на несколько частей. Первая вот тут.

Силуэт и украшения

Переходим к главному пункту программы. Как отличить вот это:

силуэт модного туалета середины XVIII века
силуэт модного туалета середины XVIII века

от вот этого:

силуэт модного туалета середины XIX  века
силуэт модного туалета середины XIX века

Я специально взяла графические изображения, чтоб не отвлекаться на подсказки в интерьере, стилистические особенности живописи и на мужские костюмы, которые (внимание!) настолько разные, что, в принципе, если на картине есть одетый мужчина, то определять и вовсе нечего: жюстокор от сюртука отличить можно даже в глубоком обмороке))

Начнем с головы.

Дамская прическа середины, а уж тем более конца XVIII века чаще всего покрыта пудрой и держится за счет помады, а то и жесткого каркаса. Пудру, скорее всего, будет видно, так как чаще всего дамы пользовались белой (розовой, желтой, золотистой). И дамская прическа либо заметно выше (вспоминаем карикатуры), чем в XIX веке, либо имеет очень аккуратную форму головы барашка (как на портрете маркизы де Помпадур в первой части). В то время как прически XIX века выглядят более естественными, на них нет пудры, а локоны могут свисать прямо у лица.

Портрет мадам де Соркенвилль, Жан-Батист Перро, 1749 год. Волосы убраны от лица, прическа напудрена. И это до самых высоких причесок еще далеко.
Портрет мадам де Соркенвилль, Жан-Батист Перро, 1749 год. Волосы убраны от лица, прическа напудрена. И это до самых высоких причесок еще далеко.
Императрица Евгения в окружении фрейлин. Франц Винтерхальтер, 1855 год. Дама в красном, слева носит "английскую прическу": она напоминает прическу "фейерверк" XVII века. Те дамы, у кого нет кудрей вдоль линии щек, носят прическу "бандо".
Императрица Евгения в окружении фрейлин. Франц Винтерхальтер, 1855 год. Дама в красном, слева носит "английскую прическу": она напоминает прическу "фейерверк" XVII века. Те дамы, у кого нет кудрей вдоль линии щек, носят прическу "бандо".
Ж. Энгр. Мадам Муатесье. 1851. Прическа "бандо".
Ж. Энгр. Мадам Муатесье. 1851. Прическа "бандо".

Ну и для сравнения высокая пудреная прическа XVIII века:

Портрет гр Урсулы Потоцкой, Виже-Лебрен, 1776
Портрет гр Урсулы Потоцкой, Виже-Лебрен, 1776

Общий силуэт, конечно, похож - с чего всё и началось. Но платья XVIII века всегда-всегда держатся на панье, а панье имеет не ровную круглую форму, а, скажем так, удлиненную по бокам.

Панье примерно 1760-х гг
Панье примерно 1760-х гг

Конструкции могли быть очень широкими - для придворного выхода - или компактными, для повседневного ношения. Платья по бокам имели специальные завязки, при помощи которых ширина регулировалась под нужное панье.

Роб франсез, 1760-е - 1770-е годы. Кстати, сзади у него - складки Ватто, чего в модах XIX  века уже не было.
Роб франсез, 1760-е - 1770-е годы. Кстати, сзади у него - складки Ватто, чего в модах XIX века уже не было.

Совсем иначе выглядит форма кринолина-клетки (а в это время уже носят именно его, а не юбку-кринолин). На протяжении 1840-х и почти всех 1860-х объем юбки платья увеличивается. А потом приходят турнюры, но нас это сейчас не касается.

Платье, конечно, от Ворта. 1866-1868 год
Платье, конечно, от Ворта. 1866-1868 год

Оба платья имеют верхнюю юбку "на отлёт", как выразилась неизвестная гостья на венчании Кити Щербацкой и Левина в романе "Анна Каренина". Но мы видим, что у роб франсез XVIII века эта верхняя юбка пришита к корсажу. А у платья от Ворта - юбка со всеми своими слоями живет отдельно от корсажа.

Сзади роб франсез - складки Ватто

Роб франсез 1760-х - 1770-х годов
Роб франсез 1760-х - 1770-х годов

Удлиненная часть юбки платья XIX века (трен, шлейф) начинается не на плечах, а на юбке.

кринолин клетка, примерно 1865 год
кринолин клетка, примерно 1865 год

Декоративная отделка платьев хоть и похожа, но различия есть. Например, характерной чертой корсажа рококо является каскад бантов, которые уменьшаются по пути сверху вниз по центру корсажа.

-12

В эпоху второго рококо банты тоже активно использовались, и каскады тоже были - но чаще располагались по-другому.

Платье 1860-х годов из коллекции The MET
Платье 1860-х годов из коллекции The MET

Вырез платья XVIII века чаще всего каре. А в эпоху второго рококо вырез обычно мягкой округлой формы; часто с обнаженными плечами, в случае вечернего платья.

Во второй половине XIX века мода стала доступна бОльшему числу женщин. Но отделка дорогого платья всегда отличалась от отделки дешевого. Потому если рассматривать все сохранившиеся образцы XVIII и XIX века, то в первом случае дорогой отделки будет больше, чем во втором.

Оборки - важная черта платьев 1850-х годов. В рокайльных платьях такие конструкции отсутствуют.

Платье 1858-1860 гг из коллекции V&A
Платье 1858-1860 гг из коллекции V&A

-15