Тут на днях была пресс-конференция президента, и все опять начали кричать, «какое же днище наши СМИ».
Ну, в общем, поспорить трудно. Можно только добавить, что не только наши и что мы всего лишь догнали общемировые процессы. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Я вот думаю, что надо бы вам рассказать, почему так получается. Профессионалам вряд ли это будет интересно, а вот потребителям СМИ (читателями их специально не называю, потом расскажу почему) – возможно.
Сразу скажу: это субъективный взгляд человек, проработавшего почти два десятка лет в СМИ. Будет много эмоций, уж простите.
Начнем с развенчания одного мифа.
***
Считается, что журналистские писания по умолчанию имеют социальную значимость. И это позволяет журналистам раздувать щеки: вот, мол, какие мы важные, четвертая власть и все дела (на самом деле нет).
Так вот, это вранье на 99%.
Большинство опубликованных в СМИ текстов не имеют никакой ценности для общества. Причем больше всего сил и времени тратится на написание и продвижение наименее значимых новостей.
Вот как это обычно бывает.
На сайте местной полиции (или следкома, если есть труп) появляется релиз о пьяной поножовщине в деревни Высокие Лопухи. На него тут же слетаются новостники. Текст, в лучшем случае, кое-как переписывают, фигачат на сайт и тут начинается самое главное – борьба за соцсети.
Соцсети - это просмотры, а просмотры - это показы рекламных баннеров. Это, в общем, даже не нужно объяснять.
В каждом городе есть крупные паблики: всякие «Подслушано», «Типички» и прочие новостные барахолки. И всем им СМИ башляют за продвижение своих ссылок. В анонс желательно запихать побольше слов «жесть», «трэш», «кошмар» и так далее.
15 лет назад такие анонсы, ведущие на всякие третьесортные сайты, вызывали хохот и недоумение: мол, какому идиоту вообще придет в голову на это кликнуть. Ну, вы помните: «Вся страна ОШАЛЕЛА, когда увидела, ЧТО ТВОРИТ ПУГАЧЕВА». А сейчас ничего, норм. И кликают же!
В данном случае анонс, скорее всего, будет примерно такой: «Жесть под Владимиром! Мужчина зарезал собутыльника! Конфликт начался из-за пустяка!». Всё, готово дело, трафик пошел.
Большинство криминальных новостей не имеют НИКАКОЙ ценности, кроме развлекательной. В жизни читателя ничего не меняется от того, что в Высоких Лопухах трижды сидевший Коля из-за опрокинутого стакана заколбасил кухонным ножом дважды сидевшего Вову. Журналистов эта история тоже не трогает – такое сплошь и рядом. И на Колю, и на Вову им наплевать (как и почти всем в этом мире). Но кровища, да еще и пролившаяся где-то на дне жизни, делает свое дело: народ плюется, но читает.
Или вот, например, ДТП. В жизни читателя, опять же, ничего не изменится, если он узнает о «страшном ДТП под Тверью» не на одном сайте сейчас, а на другом через полчаса. Ничего. Но именно за такие новости идет борьба. Потому что вы же, скорее всего, кликнете хотя бы ради фоточек, да? Ну интересно же, что такого-то? А кто-то еще и коммент напишет: мол, «куда так торопился? На кладбище?». Очень оригинально. Мы глубиной и свежестью этих мыслей поражаемся ежечасно.
А вот новости, например, о газификации дальних сел, ремонте дорог или чем-то реально важном будут ждать, пока не закончится вся чернуха. Про попытки расследования я вообще молчу. Потому что, если по-хорошему, там нужно копаться, разбираться с цифрами, звонить куда-то. А большинство новостников этого очень не любят. Потому что… Об этом в другой раз.