Клипер «Джигит» появился в непростой для нашей страны период. После Крымской войны империя остро нуждалась в новых кораблях, но не было ни денег, ни технологий, ни материалов для их строительства
Начало развития флота с нуля было положено созданием парусно-винтовых клиперов и корветов, которые доказали высокую результативность в деле.
Суда могли нести службу как вблизи берегов, так и совершать дальние плавания. Об одном из них расскажем в нашей рубрике #историязатонувшихкораблей
23 июня 1856 года на воду был спущен клипер «Джигит». Он оказался четвертым в списке архангелогородских клиперов и более совершенным.
- В этой модели установили два котла вместо трех, что позволило увеличить запас топлива с 57 до 95 тонн. При скорости в 10 узлов корабль преодолевал до 700 миль.
После пробных испытаний «Джигит» оказался в Кронштадте, а уже в 1857 году под командованием капитан-лейтенанта Г.Г. фон Майделя отправился в Тихий океан в составе Первого Амурского отряда. 321 день в пути (большая часть в одиночку) — и клипер пересек Атлантический и Индийский океаны.
5 августа 1858 года, когда 20 000 миль остались позади, «Джигит» добрался до залива Де Кастри. И уже в сентябре клипер поступил в распоряжение российского консула в Японии.
- В одном из дипломатических походов корабль выдержал 20-часовой шторм с волнами высотой до 5,5 метров. Не зря моряки отмечали высокую прочность корпусов архангелогородских клиперов!
- После присоединения Уссурийского края к России в 1860 году клипер участвовал в исследовании береговой линии. Так на картах появились бухта Джигит, гора Джигитская, залив и мыс Майделя.
В Кронштадт корабль вернулся 14 августа 1861 года. Спустя два года клипер поставили на консервацию.
2 июля 1869 года «Джигит» использовали как судно-мишень на Транзундском рейде во время императорского смотра Практической эскадры броненосных судов.
- Затонул клипер в проливе между островами Менц-Сари (совр. о. Новик) и Мелан-Сари (совр. о. Кормовой).
Полностью сохранился палубный настил, уцелела вся медная обшивка, часть бронзовых иллюминаторов и бронзовые рельсы для разворота лафета носового орудия. Недоступны для обследования каюты офицеров, кают-компания, кубрик, камбуз, крюйт-камера, но, вероятно, и они сохранились.
- В ходе осмотра обнаружено лишь несколько небольших пробоин от ядер.
#джигит #цпирго