1,6K подписчиков

«Соломенные мечи» Кунинобу Норо - антимилитаристская повесть японского писателя

70-е годы прошлого века в Японии были отмечены активизацией милитаристских сил. Вопреки конституции, провозгласившей, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации» и в связи с этим «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и Военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны», в Японии практически была создана регулярная армия, получившая наименование «сил самообороны», состоящая из трех видов вооруженных сил.

Официальные лица Японии со временем неоднократно выступали с заявлениями, что и ядерное вооружение якобы не противоречит конституции.

Японские мечи, две катаны и два вакидзаси
Японские мечи, две катаны и два вакидзаси

Кунинобу Норо в повести «Соломенные мечи» (1974) одним из первых в японской литературе обратился к теме «сил самообороны», но не для того, чтобы преодолеть «леность мысли», о которой говорил Это Дзюн.

Надо подчеркнуть, что автор повести представитель молодого поколения японских писателей, выросший уже в послевоенное время.

Норо строит повесть как достоверную запись увиденного и пережитого во время своего пребывания в рядах «сил самообороны», и этим достигается большая художественная убедительность.

Опыт писателя

В 1957 г. девятнадцатилетним юношей Норо вступил в войска «самообороны» (до этого он работал продавцом, затем заправщиком на бензоколонке). Позже писатель вспоминал: «Я казался себе никчемным, ни на что не годным. Хотелось переделать себя, самоутвердиться. Так я солдатом «самообороны» под порядковым номером Г-351643». Но армия лишь усугубила разочарование Норо, через год он отказался от военной службы и, вернувшись домой, занялся литературным трудом.

Казарменная жизнь, изображенная в повести Норо, отличается от той картины ада, которую нарисовал Нома Хироси в романе «Зона пустоты», посвященном судьбам довоенной императорской армии. Армия изменилась внешне. Иной стала ее структура.

Флаг сил самообороны Японии
Флаг сил самообороны Японии

Всеобщая воинская повинность отменена в Японии, и «силы самообороны» комплектуются из вольнонаемных молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Теперь уже не увидишь зверских избиений новобранцев старослужащими солдатами во исполнение одной из заповедей «воспитания» японской армии, освященных традицией.

Меркантилизм и торгашество

Зато в новой японской армии господствуя ют меркантилизм, торгашеский дух, среди солдат и офицеров процветает ростовщичество. Но автор умеет тонко подметить связь «сил самообороны» со старой армией. Командир, который обучает солдат штыковому бою, служил офицером в императорской армии, прошел с боями весь Китай с севера на юг.

Солдаты в повести не безликая масса, лишенная индивидуальных черт. Писатель всматривается в их лица, и хотя язык его прост и лаконичен, он умеет находить точные слова для характеристики каждого из персонажей.
Очень важен реалистический штрих, выявляющий прямую зависимость «сил самообороны» от армии США. Американцы приезжают в лагерь проверить, в каком состоянии находится оружие, которое они «одолжили» японцам.

«Когда начнется война...»

Не случайно один из японских офицеров говорит солдатам: «Когда начнется война, все мы станем трупами в зеленой форме с американскими винтовками в руках». И в минуты невыносимо тяжелых военных учений, когда на землю падают черные капли пота и язык деревенеет, герой повести явственно слышит собственный голос: «Что
Ты тут делаешь? Что делаешь ты на этом морском берегу? Зачем ползешь, как собака, обливаясь потом, по этой жесткой траве? Задыхаешься, скорчившись в нелепой позе...»

Герой «Соломенных мечей» явно не по душе японским неомонархистам, требующим от писателей «сильного человека», «настоящего героя», который был бы этаким японским «суперменом», способным вершить судьбы народов Азии.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Заранее спасибо.